СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Литературная прогулка “По дорогам северных сказок».
(воспитательное мероприятие)
Цель: приобщение обучающихся к художественному стилю северных писателей – сказочников; популяризация форм интеллектуального досуга среди школьников.
Задачи: развитие читательского вкуса обучающихся; коммуникативной способности; расширение читательского кругозора; воспитание любви к родному краю.
Оснащение: портреты С. Писахова, Б.Шергина; выставка книг северных сказочников; рисунки и иллюстрации к сказкам; предметы домашней утвари; старинные северные музыкальные инструменты; костюмы персонажей сказокС.Писахова(Сени Малины, Шиша); реквизиты для инсценировки сказки С.Писахова «Сахарна редька».
Ход мероприятия.
Ведущий.
Однажды зимним беленьким деньком встретились ненароком два весёлых человека – уемский выдумщик Сеня Малина и «саврас без узды» Шиш и давай сказки рассказывать. Кто больше знает?
Вот вы сказки любите? Тогда приглашаем вас на литературную прогулку «По дорогам северных сказок».
К нам сегодня гости пожаловали. Давайте с ними познакомимся. (Представление команд).
Подруженьки
Как звать подруженек, сказывать не стану, изобидятся, скажу только, что из Архангельска они приехали. А дальше пусть сами представятся.
Дружки Шиша
Хорошо дружить с ветром, хорошо и с дождём дружбу вести. А к нам дружки Шиша из древни Верхно-Ладино пожаловали. Им мы и слово дадим.
А ещё к нам внуки самого Сени Малины в гости приехали. Сейчас они о себе сами расскажут.
Сеня Малина.
Добро пожаловать, гости дорогие, в мою горницу. Много стран Я оглядел, а жить нигде не захотел, окромя нашей Уймы. Наш край и в старо время был самолучшим. Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу - все правда. Кругом земляки, соврать не дадут.
К примеру, река наша Двина в узком месте сколько верст? (тридцать пять), а в широком? (шире моря ).
А ездили по Двине на льдинах вечных. В стары годы девкам в придано первым делом вечну льдину давали. На льдину сядут, парус для скорости поставят, а от солнца зонтики растопырят, чтобы не очень припекало. А на том берегу всяка благодать. Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле, и всяка друга ягода.
Шиш.
- Говоришь ты красиво да складно, будь-то сказки сказываешь: одну заканчиваешь, а друга сама к тебе просится.
Малина
- А ты сам-то сказки знаешь?
Шиш
- Слыхал маленько. Да мои дружки мне помогут.
Малина
А я вот сейчас и проверю. Пришел я не с пустыми руками, принес сказки за плечами.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок берестяной
Я всегда с собой ношу
В нем я сказочки храню
И о них у вас сейчас спрошу.
Каждой команде задаётся по 5 вопросов по сказкам.
1. В какой сказке Б.Шергина «аглицкой мистер, знающий по-русски, путешествует по уезду, записывает народные обычаи, а главный герой его сопровождает»? («Тили-тили»)
2. Как обманул Шиш трактирщицу? (вместо гуся положил в печь лапоть)
3. В какой сказке С. Писахова встречается небылица: «Белы медведи молоком торгуют - приучены, а белы медвежата семечками»? («Не любо – не слушай»)
4. О каком герое идет речь: «Сама перестарок, а идет фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у нее такой пронзительной силы, что страсть… Медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом». (Перепелиха)
5. Что носили в косах девки из деревни Уйма? (северное сияние)
6. На чем путешествовал Малина вокруг света? (на Уйме)
7. От чего у Малины зубы заболели? (от сахарной редьки)
8. Кто Сене Малине подарил табуретку из золота, с каменьями, да с надписью? (Наполеон)
9. Кто по С.Писахову построил Уйму? (топор)
10.Назовите не менее пяти сказок о Шише. («Шиш и трактирщица», «Рифма», «Наш пострел везде поспел», «Доход не живет без хлопот», «Шиш показывает барину нужду», «Шиш-сказочник»)
11.По описанию узнайте героя сказок: «На лбу хохол рыжий, глаза как у кошки; один глаз голубой, другой как смородина; нос кверху; начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово». (Шиш)
12.В какой сказке Б.Шергина домашние животные спасают героя? («Волшебное кольцо»)
13.В какой сказке Б.Шергина барин с барыней впрягаются в упряжку? («Шиш показывает барину нужду»)
14.Перечислите характерные черты главного героя сказок о Шише. (смекалка, хитрость, ловкость)
15.Какого героя сказок называют «поморским Мюнхгаузеном»? (Сеня Малина)
Шиш.
-Да, вы народ читающий, знающий. А я тоже не с пустыми руками пришел. В моей сумке северная красота спрятана. Давайте раскроем ее. Я думаю вы знаете какие это сказки.
Мы с хорошей сказкой неразлучны,
Ну, а песен в сказке – до небес!
Вы представляете, как бы было скучно,
Если б не было ни сказок, ни чудес
Конкурс «Мастерство сказочников в красках».
Каждой команде необходимо собрать иллюстрацию и сказать из какой она сказки, а также соотнести иллюстрацию с названием сказки.
Малина
А помнишь, Шиш, раньше у нас, на Севере устраивались специальные вечера загадок. Старшие загадывали загадки младшим, и загадки шли не вразброс,а в определенном порядке – сначала загадки о человеке, потом о доме и вещах, которые в нём находятся, затем о дворе, огороде, полях, лесах - и в самом конце - о явлениях природы.
Шли мы полем по дорожке
И увидели лукошко
А в лукошке том загадки
Отгадайте их ребятки.
А загадки не простые их надо не только отгадать но и показать. (старинных музыкальных инструментах и предметах утвари). Есть загадки в нашем крае до того мудреные, кто загадку отгадает – попадёт в учёные. (загадывает загадки).
1.Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.(дудочка)
2. Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь -
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие в ряд
Разноцветные стоят. (свистулька)
3. Это детская игрушка
И зовется-погремушка.
Посмотри во внутрь - горох
Детям плакать не дает. (шаркунок)
4. На дворе у Чудака
Золотистые бока.
Наелся щепок до отвала.
Пускает струйки дыма - пара.
Пляшет глянцевый сапог.
Из брюха льётся кипяток.(самовар)
5. Стоит Толстуха
Хватают за ухо.
Наполнить просят
Ко рту подносят.(чашка)
6. На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл - семью кормил. (глиняный горшок)
7. С ушами,
Да не слышит. (ушат)
8. Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто - к доске привязали! (прялка)
9. Стоит кошка на четырех ножках. (табурет)
10. Бабушка старая, вся белая,
Лето придёт - не глядят на неё,
Зима настаёт - обнимают её. (печка)
11.Она нас щедро, как могла,
Водой горячей обдала
И до костей, совсем задаром,
За полчаса, прогрела паром.
Хоть сто потов согнала с нас,
Но угодила в самый раз. (баня)
12. В лесу вырос,
На стене висит,
В руках плачет,
Кто слушает – пляшет. (гудок)
Шиш
Читая сказки, мы встречаем народные пословицы и поговорки. Сказки - это не просто записи, это сказки авторские, неповторимые. В них глубокий смысл, выдумка и народная мудрость. В народе говорили: «Зима - пора старушечья. Прядут да ткут и сплетни плетут». Народ на севере смышлёный, что и говорить, скучать не дает.
В огороде у Малины
Чудо-дерево растет.
Чудо-дерево цветет
И плоды свои дает.
А плоды мы собираем
Мудрость жизни открываем.
Каждой команде необходимо собрать 2 северные пословицы и объяснить их смысл.
Север летом - богат светом.
Ребятишкам на забаву, родителям на умиление.
Край наш много загадок хранит, а раскрывать их придется тебе.
Были бы руки способные, да сердце доброе, а родная земля не подведет.
Морем живём, ему и песни поём.
Но какая сказка без выдумки.
Малина
- Молодцы, робята много знают про наш край сказочный.
На морозе всяко слово как вылетит – и замерзнет! Его не слышно, обидно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет. Читая сказки, вы узнали много старинных слов: они играют, блестят, звенят музыкой. Устное сказыванье пышным цветом цвело в домашней обстановке.
Стар стал, наговорился сказок. А смолоду на полатях запою – под окнами хоровод заходит.
Длинна северная ночь… Спят под вечными снегами широкие плёсы, спят древние валуны, дремлют высоко в небе хрустальные звёзды. Метель поёт колыбельные заснеженному миру, искрится диковинным кружевом иней; прикоснись только – и зазвенит тысячью колокольчиков! Сверкают звёзды, сверкает снег, вьётся шёлковыми волнами северное сияние. И тихо… тихо… тихо… А в тишине – но только надо внимательно слушать – дикие ветра шепчут забытые легенды. Засыпай, земля, под песни зимних странствий.
Давайте попытаемся их вспомнить и объяснить значение старинных слов.
амбар - строение для хранения зерна
бывальщина-рассказ о действительном событии, быль
выступки - женские башмачки с круглыми носками
гунушки - приятная улыбка
залежка - скопление морского зверя на льдине или на берегу
короб - кузовок, лукошко
лодья - большое поморское судно, морское палубное трехмачтовое парусное судно
мара - густой туман, мираж
наблюдник - полка, на которую ставят тарелки на ребро
ожерелки - бусы
почелки - головные повязки
опекиши - всякое печенье
парусоль - зонтик от солнца
рыбник - пирог с цельной рыбой или кулебяка
сочень - лепешка, испеченная с загнутыми краями
туесье - берестяная посуда с тугой крышкой
ушат - небольшая кадка (бочка) с ушами
шаркунки - погремушка - оберег с семечками или горохом внутри, упряжной бубенчик
-Ну, и порадовали вы нас, гости дорогие. Сказок много знаете и внимательно читаете.
Шиш.
На ветряном держанье, с места не сходя, мы чуть не весь свет объехали. Сверху больше видать, все понятно. А тут-то что? Больно знакомы мне эти фигурки! Да это же все про нас, посмотри, Малина!
Выставка поделок и рисунков “Северные мотивы”
Эти работы созданы под впечатлением от прочитанных сказок.
Шиш.
Вот здесь уемский выдумщик Сеня Малина из сказки “ Баня в море”. Ты гляди-ко, про тебя рассказывают. Чудно, про баню твою!
Малина.
Вот у нас новостей-то короба накопятся. Меня везде знают, читают. И сейчас ребята нам приготовили сюрприз.
Дети
Уважаемые зрители, увидеть не хотите ли! Мы приветствуем вас на нашем спектакле по сказкам Писахова “ Не любо - не слушай”. Уже несколько лет мы занимаемся театром и хотим показать сказку С. Писахова «Сахарна редька».
Ведущий(читает сказку от имени Сени Малины)
Да, о многом рассказывает Малина всерьез и честно: “Коли говорю - значит, правда, сказано в словах: говоримое - в говори живет”. Посмотрите и в нашем спектакле один фрагмент писаховской “бывальщины с небывальщиной”
Инсценирование сказки «Сахарна редька»
Шиш.
- Как я тебе, Малина завидую. Ребята выбрали сказку про тебя, а не про меня. Ну, да ладно, я не обижаюсь.
Малина.
Мы благодарим наших гостей и участников мероприятия за внимательное отношение к нам героям и надеемся, что вы приятно провели время.
Сколько чудес всевозможных!. Брал этот сказочник В короб открытой души. Ладил одно: пригодится Людям их добрый привет. Тихо листаю страницы, С каждой страницы струится Северных сполохов свет. Волны сшибаются лбами, Волны ведут хоровод В море на собственной бане Сеня Малина идет… Сеня прослыл повсеместно Дюже лихим трепачом! Схватит в пригоршню бородку – Байка за байкой течет.
Открывайте эти книги, и пусть она заряжает вас своим жизнелюбием, творческой радостью, оптимизмом и любовью к нашему северному краю.
© 2015, Реснянская Марина Германовна 1678