СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Берегись автомобиля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1966 году Юрий Никулин рассказал Эльдару Ря­занову услышанную в Куйбышеве байку об одном водителе, который вышел из тюрьмы (его подставило начальство автобазы) и стал мстить – угонял у обидчи­ков машины, а деньги отдавал в детдома. Попавшись с поличным, этот правдо­люб получил лишь условный срок.

«Это же кино!» – воскликнул Эльдар Рязанов, когда Юрий Никулин за­кончил свой рассказ. Режиссёр тщетно ис­кал героя этой истории через правоохра­нительные органы. Как оказалось, почти в каждом городе есть свой Деточкин, и ге­рой «Берегись автомобиля» – персонаж собирательный.

В главной роли должен был снимать­ся любимый народом Никулин, но актёр от роли отказался и уехал с цирком на гастро­ли. «Для меня так и осталось непонятным: по­чему мужик взялся воровать машины? – поз­же признавался Юрий Владимирович. – Ря­занов объяснял: мол, блаженненький он. Од­нако я так играть не мог: мне надо было твёр­до знать, почему миллионы живут себе спо­койно, а я стал угонщиком».

После Никулина образ Деточкина «приме­ряли» Леонид Куравлёв и Олег Ефремов. «Куравлёв оказался достоверен, правдив, сим­патичен, но в нём не было эдакого лёгкого сдвига, – вспоминал Э. А. Рязанов. – С Лёней по­лучилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Пробовали и Ефремова. О его игре наш художник Борис Немечек сказал: «Това­рищи, это же волк в овечьей шкуре!» И дей­ствительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой железный человек».

И тут режиссёр вспомнил про Ин­нокентия Смоктуновского. Съёмочная груп­па выехала в Ленинград, чтобы сделать ки­нопробу на месте. Проба оказалось не очень удачной, но Рязанов понял, что он безогово­рочно верит этому Деточкину. А вот Смок­туновский в успех не поверил. Выслал вдо­гонку съёмочной группе телеграмму с веж­ливым отказом, сославшись на проблемы со здоровьем, и удалился отдыхать на дачу в ста километрах от Ленинграда. Но Ряза­нов достал его и там! «То, что меня накорми­ли яичницей, оказалось на пользу делу, – пи­сал режиссёр. - Я подкрепился и решил про себя, что не уйду, пока не вырву согласия. Наконец под моим напором Смоктуновский сдался». Режиссёр даже потребовал от него расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приступить к съёмкам в роли Деточкина в фильме «Бере­гись автомобиля». Расписка по сей день хра­нится в архиве «Мосфильма».

На роль следователя Подберёзовикова пробовались Юрий Яковлев и Игорь Косухин. Отказав Ефремову в роли Деточкина, руко­водитель киногруппы сам предложил ему роль стража порядка. Олег Николаевич, ко­торому хотелось сыграть именно Деточкина, тем не менее сразу принял предложение без обид и амбиций. Яковлеву доверили читать текст за кадром. Мамой горе-угонщика мог­ли стать актрисы Рина Зелёная и Цецилия Мансурова, но наиболее убедительная про­ба получилась у Любови Добржанской. О её игре говорили: сыграла как по нотам.

Сценарист Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов долго спорили по поводу её реплики в зале суда – по сценарию она должна была кри­чать: «Судью на мыло!». Брагинский был ка­тегорически против, а Эльдар Александро­вич – за. Решили тянуть жребий – выиграл режиссёр. Мнением актрисы никто из спорящих не поинтересовался.

Специально для съёмок И. Смоктуновский по настоянию режиссёра сдал экзамен на водительские права, всем автомобилям с тех пор предпочитал «Волгу», считая её самой надёж­ной. Трюки за него выполнял каскадёр Алек­сандр Микулин без комбинированных съёмок. В его распоряжении имелась обыкновенная серийная машина, в которой не было ни уси­ленного двигателя, ни других дополнитель­ных «наворотов». Однако и без них Микулин блестяще справился со своей задачей. Он действительно на полной скорости проскаки­вал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въез­жал на быстро идущий трейлер.

Рязанову самому пришлось участвовать в съёмке трюков. «После того как Микулин отрабатывал очередной трюк, с деланно про­стодушным видом он подходил ко мне и не­винным голосом предлагал повторить, но с условием, что я буду находиться внутри ма­шины, – вспоминал режиссёр. – Отказаться от предложения, которое он делал публич­но, значило расписаться в трусости. Я согла­шался, и трюк проделывался ещё раз. Когда, в частности, мы проскакивали под трубово­зом, я, отлично зная, что зазор между труба­ми и крышей «Волги» достаточно велик, всё равно инстинктивно пригнул голову. Мику­лин расхохотался».

Для того чтобы самой водить троллейбус в кадре, Ольга Аросева, сыгравшая возлюбленную Деточкина Любу, окончила води­тельские курсы. Эффектная сцена на про­спекте, когда троллейбус гонится за «Волгой», снималась в живом потоке. Вокруг было всего четыре «подставные» машины с каскадёрами, а за рулем троллейбуса сидел профессио­нал – женщина-водитель, похожая на Аросеву. На крупных планах присутствует и сама актриса – кадры с её изображением вмонти­ровали в эту сцену. Троллейбус на большой скорости обгонял автомобили, всё это проис­ходило в городе среди бела дня, и немногие очевидцы знали о том, что в это время сни­малось кино.

Источник: Свободу Юрию Деточкину! ТВ магазин. Орёл. № 33/226 18.06.2011. С. 7.

Категория: Всем учителям
25.08.2016 21:23


© 2016 376

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!