СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Без творчества нет учителя. Эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без творчества нет учителя

Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может,

ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя,

и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда

нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего

с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит

уже за гранью того, что называется словом «педагогический».

(М.М. Поташник)

Ещё будучи студенткой педагогического института, я представляла, как войду в класс, посмотрю в пытливые детские глазёнки и произнесу первые учительские слова, самые важные в мире. Я поведу своих учеников в волшебный мир знаний, мир творчества и добра. А что такое творческий педагог, способный увлечь за собой своих воспитанников? Как измерить количество педагогического творчества и как соотнести это с качеством обучения?

Безусловно, педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для дос­тижения поставленных целей. Творческий характер педагогиче­ской деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, ис­кусство) творчество педагога не имеет своей целью создание со­циально ценного нового, оригинального, поскольку его продук­том всегда остается развитие личности. Конечно, творчески ра­ботающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для по­лучения наилучшего в данных условиях результата.

Очень важно учитывать мотивы творческих порывов — то, что побуждает дея­тельность учителя, ради чего она совершается.

Творческий потенциал личности педагога формируется на ос­нове накопленного им социального опыта, психолого-педагоги­ческих и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Только эру­дированный и имеющий спе­циальную подготовку учитель на основе глубокого анализа воз­никающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к по­вышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, орга­низацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняю­щихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходи­мых для проверки предположения и достижения искомого резуль­тата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально по­добранных задач, направлен­ных на развитие каких-либо структурных компонентов твор­ческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодо­ления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, класси­фикация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально но­вых знаний и умений в содержание профессиональной подготов­ки учителя. Но это не означа­ет, что научить творчеству нель­зя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, кото­рая выступает регулирующим фактором процессов решения пе­дагогических задач.

Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение но­вых функций, методов и приемов, на комбинирование но­вых способов деятельности из известных и др. Этому же спо­собствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их состав­ляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в мень­шей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. B.A-Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педаго­гическим аспектом творческой деятельности учителя и субъектив­но-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных за­дач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести уме­ния управлять своим психическим и эмоциональным состояни­ем, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию об­щения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую лич­ность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креатив­ности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-твор­цу присущи также такие качества, как инициативность, самостоя­тельность, способность к преодолению инерции мышления, чув­ство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая по­требность в достижении, целеустремленность, широта ассоциа­ций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учи­тель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные пре­образования и сам в этом деле является наглядным примером.

«Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”» (Н. Рерих).

Меру открытия в образовательных системах установить однозначно затруднительно из-за относительности новизны. Относительности по отношению и ко времени («новое – хорошо забытое старое»), и к ресурсам (сегодня происходит не только анализ различий, но и поиск сходства разных носителей информации на основе идеи информационного поля как виртуального гипертекста), а также и по отношению к реализаторам этой новизны – учителям. Педагогический поиск, педагогическое творчество – эти понятия образуют смысловое поле, в пространстве которого каждым преподавателем формируется та мера профессиональной свободы, которая превращает профессию из ремесла в искусство. А там, где правит искусство, меры относительны…

Возникает вопрос: насколько творческой должна быть работа учителя, чтобы инициировать и поддержать развитие творческих способностей ученика.

Общее определение педагогического творчества как «активного процесса, направленного на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся», не обеспечивает однозначно определение системы мер, критериев «творческого почерка» педагога в его профессиональной деятельности. А тем, что мы не умеем измерять, мы и управлять не можем.

Настоящее творчество по сути своей не что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю-управленцу?

В школе учитель имеет возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности.

Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если ребенок видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе. В школе устраиваются выставки творческих работ, ребята оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – учащиеся накапливают в портфолио.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности учителя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами Данный подход к образовательному процессу в школе стал для всех нас нормой, а это значит, что наши выпускники после окончания школы будут строить свою жизнь тоже творчески, «потому что человек, который делает открытие, и вовсе неважно какое – большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа, пожаловавшего за табаком и солью, это все не важно, – открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв.

Тихий взрыв может услышать каждый, но слышит в одиночку и, значит, один из всех. Потому что нет двух одинаковых, а есть равные. И, значит, каждому свое, и что свое, то для всех, а что только для всех, то не нужно никому, потому что дешевка, сердечный холод, второй сорт». (М.Л. Анчаров. «Самшитовый лес»)

Категория: Всем учителям
20.02.2016 12:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!