СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я – учитель.

Эссе

Малинина Александра Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

Учитель – профессия дальнего действия.

Главная на земле.

Р.Рождественский

Недавно мне приснился сон: я опаздываю на урок, бегу по школьным коридорам, поднимаюсь по лестнице, выше, выше… Распахивается дверь. Оказывается, урок сегодня под открытым небом. Над партами склонились деревья, а под ногами мягкая трава. Вот и мои ученики: они ждут меня, улыбаются, шутят… Начинаем?. У меня с собой корзина, кажется, с яблоками. Я протягиваю яблоко каждому ученику, а взамен получаю… А что же взамен?. Картинка становится неясной, расплывчатой, и я открываю глаза. Солнечное сентябрьское утро. Пора!.

Часть первая. К истокам.

Когда в детстве мне задавали традиционные вопросы о будущей профессии, я отвечала, что хочу стать космонавтом, ветеринаром, хирургом, артисткой, изобретателем… В общем, об учительстве я не мечтала. Как же так случилось, что дорога жизни привела меня в школу? Многие становятся учителями вслед за своими родителями, продолжают учительскую династию. В моей биографии имеется подобный факт: бабушка, Прошкина Нина Васильевна, всю жизнь проработала преподавателем исторической грамматики в Ташкентском институте русского языка и литературы, который позже окончила моя мама. Её родная сестра многие годы учила русскому языку узбекских детей… Я вспоминаю те удивительные вечера, когда собиралась чудесная компания бабушкиных коллег. Скромное угощение: осетинские пироги, вкуснее которых, казалось, нет ничего на свете, никаких излишеств. Но зато! Стихи, песни, гитара, рояль, импровизация, споры о писателях, разговоры до самого утра… Я смотрела на этих умнейших, светлых людей и старалась впитать как можно больше. Тогда я еще не знала, что это было настоящее счастье. Сегодня я думаю, как мало взяла, и жажда мучает меня. Её не утолить… Наверное, именно эта жажда и одновременно желание поделиться тем, что я узнала тогда, определили мою судьбу.

Оказалось, профессия учителя совмещает в себе множество других. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что мои детские мечты осуществились. Быть учителем - значит путешествовать во времени и пространстве, лечить душевные раны, примерять разные образы и играть порой неожиданные роли. И «хранить молодость до самой старости» (ну, как тут не вспомнить слова Д.С.Лихачёва!) Но все это должно быть абсолютно искренним. Я считаю это главным в учительском труде.

Часть вторая. «Профессия дальнего действия».

Требования к современному образованию таковы, что именно школа играет определяющую роль в становлении компетентного, конкурентоспособного гражданина России. 21 век бросает вызов нам, учителям. И мы должны выполнить государственный заказ: воспитать ответственную, инициативную, гибкую личность, человека высоконравственного, открытого и способного учиться всю жизнь. Важнейшей составляющей такой личности является способность к творчеству, причем в любой сфере деятельности. Это значит, что учителю на уроках необходимо создавать условия, стимулирующие творческое мышление ученика. Тут, я считаю, мне повезло: мои предметы – русский язык и литература – благодатная почва. Как отрадно видеть ростки, появившиеся из посеянных тобой семян. Правда, происходит это не так скоро, как хотелось бы…

«Учитель – профессия дальнего действия…». Действительно, дальнего, ведь быстрых результатов тут быть не может.

Вот пришли ко мне пятиклассники. Они только «оторвались» от своей первой учительницы и радуются своей относительной взрослости. Ко мне относятся настороженно, присматриваются, привыкают. Мне немного тревожно и интересно. Вечером не могу уснуть: все думаю о том, что им сказать, как сказать… Так хочется завоевать их доверие! Это важно, ведь нам предстоит долгий совместный путь. Именно поэтому так необходимы индивидуальный подход и личностная ориентация. Проще говоря, нужно подобрать ключик к каждому ученику. «Но этот ключ они передают сами, кому и когда захотят. И, конечно, без права передачи посторонним», – такие слова произносит учительница русского языка и литературы в фильме «Ключ без права передачи». На её уроках дети не боятся высказать собственную точку зрения, поделиться своими мыслями, мечтами. Я уверена, что это является важным критерием работы педагога. И мне очень хочется, чтобы ученики приходили на мои уроки (и не только на уроки) с открытым сердцем, чтобы они доверяли мне.

Часть третья. В лабиринте.

Позади остался шумный шестой класс, беспокойный седьмой. И вот мои дети – восьмиклассники. Они повзрослели, вытянулись, практически все стали выше меня ростом. Интересно, прибавилось ли серьезности? Посмотрим… Нет, еще рано. По-прежнему беспечны, самонадеянны и не верят тому, в чем убеждаем их мы, учителя. Но это норма, которая соответствует их возрастным особенностям: все подвергать сомнению, критиковать, не соглашаться с, казалось бы, прописными истинами. Да, сложностей больше чем достаточно…

Однажды я обратилась за советом к психологу, работавшему с некоторыми моими «трудными» учениками. Вопросов, проблем и сомнений было много. Насколько правильной является моя педагогическая позиция? Как донести до детей главное: помочь им осознать себя как личность, научить принимать верные решения?.

Психолог предложила мне интересную ассоциацию: мы с ребятами стоим перед входом в лабиринт. Цель – найти выход. Я – проводник. Думаю… Можно просто пойти вперед и методом проб и ошибок, долго блуждая, все-таки преодолеть это препятствие. Но тут велика вероятность заблудиться, потерять цель, зайти в тупик. Нет, меня это не устраивает. Другой вариант: попробовать найти выход, разделившись на группы. Но тогда мы можем потерять друг друга. Тоже неподходящая идея… На самом деле решение оказалось не таким уж сложным: нужно просто забраться на дерево и взглянуть на лабиринт сверху.

Задача педагога – четко видеть цель самому и научить этому видению своих учеников. Цель должна быть одна, и учитель укажет её, а вот путь у каждого может быть свой собственный. Конечно, ждут нас испытания, трудности, ошибки, но ведь без этого невозможно ощутить радость победы!

Да, учителю необходимо быть «выше» своих учеников, но ему ни в коем случае нельзя отрываться, отделяться от них. И тогда он сможет вывести их из любого лабиринта.

Часть четвёртая. «Трудно – не значит непреодолимо» (М.И.Калинин).

Недавно я услышала из уст священника такую фразу: трудно – значит хорошо.

Мы часто жалуемся на то, как сложно сегодня работать в школе… А разве может быть легко? Дело не во времени, на которое мы списываем свои педагогические неудачи, не в детях: дело в нас самих. То, что легко, на самом деле не приносит пользы. Лишь трудности «вытачивают» душу, делают нас лучше.

Помните сказку-быль Андрея Платонова «Неизвестный цветок»? Слабый росток, выросший среди камней, трудящийся каждый день, чтобы собрать каплю росы и впитать солнечный свет, превратился в прекрасный цветок. И не было на земле подобного ему…

Можно привести еще один пример. Перед нами выступает спортсмен, допустим, гимнаст. Он с легкостью выполняет сложнейшие упражнения - мы восхищаемся, говорим: «Как хорошо!». Или балерина на сцене. Какая она легкая, невесомая, гибкая, прекрасная… Но за красивой картинкой, за кажущейся легкостью скрываются годы упорного труда, травмы, слезы, борьба.

Действительно, только ежедневное преодоление внутренних и внешних преград, борьба прежде всего с самим собой могут привести нас к тому, что называют эффективностью педагогического труда.

Часть пятая. О любви.

Жан-Жак Руссо считал, что учитель – «сторож и охранитель» ребенка от порчи и дурных влияний. Каждый день я иду в школу и думаю об этом. Я вспоминаю своих учителей, те важные слова, которые они говорили. Теперь мне кажется, что это были настоящие заветы, передаваемые от одного учительского поколения к другому. И я чувствую себя хранителем древнего драгоценного дара, который получила ещё тогда, в детстве.

Бороться за каждого ребенка, стараться «охранить» его душу, научить быть сильным, показать, насколько велик и интересен наш мир и сколько дорог впереди, – вот что является святым долгом каждого педагога. Однако выполнение долга в этом случае становится абсолютно свободным волеизъявлением, искренним желанием, необходимой потребностью. Мы учимся вместе со своими учениками, ради них мы растем, меняемся, их неудачи воспринимаем как собственные, радуемся их победам и вместе идем вперед.

И переосмыслив слова мудрейшего Максима Горького, хочется сказать, что любовь к ученикам – это и есть те самые крылья, на которых учитель поднимается выше всего…

Очень скоро прозвенит последний звонок, и отправятся мои ученики в увлекательнейшее путешествие уже без меня. Но я верю: останутся в их памяти, в их сердцах мои уроки, а значит все было не зря!

Категория: Всем учителям
17.11.2018 23:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!