СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография Александра Блока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Поэтический мир Александра Блока

Цель: Обобщить и закрепить знания об А. Блоке.

Александр Блок (1880-1921)

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Александр Блок в юности

Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве: литературе, музыке и живописи, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Основными характеристиками символизма становятся образ-символ, смысловая многогранность и музыкальность. Поэты старались возвыситься над миром, уйти от его пошлости и рутины. Именно поэтому главным объектом их воспевания становится идеальный мир.

А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права Александра Львовича Блока и дочери ректора университета Санкт-Петербурга Бекетовой Александры Андреевны . Детство и юность А. А. Блок провел в доме деда А. Бекетова, ректора Санкт-Петербургского университета.

Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стала нормой его жизни.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева.

В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908

Поэтика цикла во многом построена на синонимичных антитезах: солнце — мрак, город — природа, свобода — несвобода. Постоянный образ — «пыльный город». Для Блока город с фабричными гарью и трубамирастлитель, чуть ли не насильник. Единственное спасение, предлагаемое поэтом, — побег:

Здесь недоступны неба своды Сквозь дым и прах! Бежим, бежим, дитя природы, Простор – в полях!

(«Бежим, бежим, дитя свободы», 1900)[2].

Петербург предстаёт как город, в котором грань между реальностью и «иными мирами» истончается. В цикле сильны эсхатологические мотивы (первое стихотворение — «Последний день»)[1].

и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.

«Снежная маска»литературный цикл Александра Блока, созданный им в январе 1907 года. Все тридцать стихотворений, составляющих цикл, были написаны в течение двух недель; Блок однажды заметил, что при его написании просто «слепо отдался стихии». Впервые вышел отдельной книжкой в издательстве «Оры» 8 апреля того же года.

«Снежную маску» Блок писал под свежим впечатлением знакомства с Натальей Волоховой, актрисой театра им. Комиссаржевской. Первое издание открывалось посвящением:

Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города.

В стихах этого цикла отразились впечатления Блока от «бумажного бала» — костюмированного вечера, устроенного актрисами театра им. Комиссаржевской, где дамы были в маскарадных костюмах из бумаги (отсюда «трёхвенечная тиара» и «На конце ботинки узкой // Дремлет тихая змея»).

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима.

Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.

Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

Вопросы и задания по творчеству А.Блока

1. Как называется прием резкого противопоставления понятий, положений, состояний и образов («Безличное – вочеловечить, // Несбывшееся – воплотить!»)?

2. Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»).

3. Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)?

4.Найдите в стихотворениях А.Блока слова- эпитеты, создающие образ Прекрасной Дамы

задание на learningapps.org

Вопросы и задания к поэме А.Блока «Двенадцать»

Какие цвета доминируют в поэме? Почему?

Какие символы обозначены в цветовой гамме?

Какие символические образы показывают размах революции?

Какие картины в поэме рисуют исторические моменты в России?

Сатирические образы в поэме

Какие мысли поэта заключены в строке «Двенадцать «идут без имени святого»?

Что означает восклицание «Эх, эх, без креста!»?

Почему в поэме появляется красный цвет?

Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки?

Портретные характеристики героев поэмы

Основная ссылка на тест:

https://onlinetestpad.com/hnmvrtjguckpg

10.12.2018 08:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП