СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Распространение организмов. География 6 Класс
С помощью данного урока вы ознакомитесь с темой «Распространение организмов». Она является первой в разделе «Биосфера». Урок поможет вам сформировать представление об организмах как компонентах, об их неравномерном распространении на земной поверхности. Рассмотрите всё существующее на нашей планете разнообразие и обсудите, какая между ними взаимосвязь.
Цель урока: сформировать представление об организмах как объектах природы, рассмотреть их географическое распространение по поверхности Земли.
Биосфера – оболочка Земли, объединяющая в себе всех живых организмов.
Многочисленность и разнообразие природных биологических форм хорошо известны. В настоящее время на основании морфологических и биохимических различий надежно идентифицировано более 1,7 млн видов организмов: около 55 тыс. видов бактерий, почти 100 тыс. грибов, 310 тыс. растений, 1300 тыс. животных, в том числе более 1 млн насекомых и 50 тыс. видов позвоночных животных. Ежегодно фиксируется еще около 10 тысяч новых видов.
Царства живой природы:
1. Бактерии
2. Растения
3. Животные
4. Грибы
Рис. 1. Царства живой природы (
Распространение живых организмов обусловлено климатическими условиями, строением почвы и другими факторами. С другой стороны, сами организмы могут менять среду своего обитания и оказывать влияние на климат. Наибольшая концентрация живых организмов характерна для поверхности суши, в мелководной части океана.
Живые организмы тесно взаимодействуют между собой и с другими оболочками Земли и таким образом существуют. Живые организмы обитают даже в стратосфере и в глубоких частях земной коры. Наиболее богат растительный и животный мир влажных экваториальных лесов. В этих лесах обилие тепла, влаги и пищи.
Рис. 2. Влажные экваториальные леса (
Растения способны создавать органические вещества из неорганических. Растения поедают некоторые виды животных (травоядные), их, в свою очередь, поедают хищники.
Рис. 3. Хищные животные Арктики (
В холодных и жарких сухих территориях планеты живых организмов гораздо меньше, чем в лесах.
Рис. 4. Пустыня Сахара на снимке (
Условия существования живых организмов в океане:
1. Количество солнечного света
2. Глубина
3. Свойства воды (соленость, состав, количество питательных веществ)
4. Течения
5. Наличие пищи
6. Температура
Среди растений в океане преобладают водоросли.
Рис. 5. Водоросли (
Наиболее крупные обитатели океана свободно плавают (тюлени, пингвины, киты, моржи, дельфины и др.). Ракообразные, моллюски, черви обитают на дне океанов и морей. Мелкие организмы, которых переносит толща воды, называются планктон. Планктон – основная пища для рыб и млекопитающих, поэтому воды, богатые планктоном, богаты и рыбой. На значительных глубинах живых организмов гораздо меньше.
Многие живые организмы обитают вблизи гидротермальных источников. Здесь много бактерий, которые, как и растения, производят органическое вещество. Также рядом с этими источниками обитают большие черви, ракообразные, которые в других местах не встречаются.
Лианы – очень распространенные растения. Они очень гибкие, могут достигать существенной длины.
Рис. 6. Лианы (
Эти рыбы обитают в прохладных водах на значительных глубинах, зарываясь в песок.
Рис. 7. Рыба-удильщик (
© 2020, Коновалова Евгения Алексеевна 221