СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок с использованием технологии РКМ
Гатауллина И. Г. учитель географии и биологии
МБОУ СОШ №4 города Пыть-Ях
География 6 класс
Тема урока "Биосфера".
Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.
Прием: кластер, синквейн
Тип урока: урок изучения нового материала.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар). Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).
Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.
Задание. Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?
Учащиеся выполняют задания. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы:
2. Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.
Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и определяют задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.
Смысловая стадия.
Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.
Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.
Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.
Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).
По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.
Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.
Задание. Определите, о представителях, какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.
Учащиеся выполняют задание по заполнению кластера индивидуально в тетради. Один из школьников представляет результаты работы на доске. Приводит примеры организмов разных царств.
Задание. Прослушайте сообщение одноклассника. Вставьте пропущенные слова в текст. Обсудите результаты работы с соседом по парте. Представьте свои результаты одноклассникам.
Видовое разнообразие животных ………., чем видовое разнообразие растений. Среди животных наиболее распространены …………, а среди растений – …………….. Биомасса животных ………. биомассы растений. Масса живого вещества суши…………. массы живого вещества Мирового океана.
Сообщение учащегося (примерное).
Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных — 1,5 млн. Среди животных, преобладают насекомые, среди растений – цветковые (покрытосеменные). В царстве животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть — млекопитающие, в том числе и человек.
Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 1000 раз превосходят массу животных.
Большинство организмов сосредоточено на суше. Общая масса живых организмов – биомасса суши превышает общую биомассу Мирового океана более чем в 200 раз.
Учащиеся на основе прослушанного сообщения восстанавливают текст. Результаты работы обсуждают в парах и представляют одноклассникам.
На стадии размышления:
Организуется работа в группах по выполнению задания о границах биосферы. Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Границы биосферы
Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства? По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов. Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С. Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.
Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из текста, анализируют ее, отвечают на вопросы. Формулируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп, другие группы выступают в качестве оппонентов.
Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Как связаны все живые организмы?
Задание. Рассмотрите и проанализируйте рис. 106 на стр. 158 учебника. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, указав:
Учащиеся изучают и анализируют схему, отвечают на поставленные вопросы. Представляют результаты работы.
Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала. Выберите правильный ответ:
Рефлексия
Учащиеся формулируют общие выводы:
Составить синквейн :
Биосфера
Удивительная, разнообразная
Вырабатывает,выделяет, кормит,
Живая разнообразная оболочка земли
Жизнь
Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов, используя ключ и шкалу оценивания.
Инструмент проверки: ключ.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В |
А |
В |
Б |
А, В, Б |
Б |
В |
Шкала оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл (за вопрос 5 – 3 балла).
Ответ неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
9 баллов |
8-7 баллов |
6-5 баллов |
менее 5 баллов |
По итогам работы школьники проводят анализ и определяют круг вопросов, которые вызвали затруднение.
© 2015, Гатауллина Инжира Гатиятуловна 2740