Ботик Петра I. 12 фактов.

Ботик Петра Iботик деревянный был привезен англичанами в подарок царю Алексею Михайловичу и в 1688 г. найден Петром Великим в подмосковном селе Измайлове.

Длина макс., м: 6,096

Ширина макс., м: 1,970

Осадка, м: 0,3

Материал корпуса: Дерево

Масштаб 1:32

1. Этот ботик, сделавшийся известным под именем "Дедушки русского флота", был исправлен, оснащен и спущен на реку Яузу, где Петр I катался на нем и сам выучился править рулем. В 1722 году ботик был перевезен из Москвы в Петербург.

2. Благодаря особому строению парусов, ботик мог двигаться как по ветру, так и против ветра. 3. На верхней части бортов нанесены 64 треугольника белого, синего и красного цветов — такая роспись встречалась на испанских и английских галионах еще в XVI в. Корма украшена декоративной резьбой. В центре композиции — фигура святого Николая, считавшегося покровителем моряков и мореплавания.

4. Бот был вооружен четырьмя миниатюрными пушками калибром 1/3 фунта. Они могли стрелять ядрами массой 163 г, но использовались эти пушечки только для холостых выстрелов во время салютов.

5. С этих прогулок под парусом началось серьезное увлечение будущего императора корабельным делом и флотскими науками. Ботик, по выражению царя, явился «плодоносным семенем» для русского флота.

6. Перенеся ботик на Переяславское озеро, Перт I построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты.

7. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился». 8. Празднуя в январе 1722 года в Москве подписание Ништадтского мирного договора, царь Пётр вспомнил давнюю молодость и сделал ботик памятником, водрузил его на деревянную тумбу, а 7 февраля того же года вышел указ царя содержащий повеление хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело.

9. Ботик уважали как святыню и оказывали ему почести как живому. Начало такого благоговейного почитания положено самим великим царём, который чтил в нём предмет, бывший ближайшим поводом к созданию русского флота.

10. В 1872 году ботик участвовал в Политехнической выставке в Москве. Поэтому в официальной части программы 200-летнего юбилея Петра Великого, праздновавшемся 30 мая 1872 года в Санкт-Петербурге, вместо ботика участвовала другая лодка петровского времени.

11. В августе 1940 года исполком Ленинградского Совета депутатов трудящихся передал старинную лодку в Центральный военно-морской музей, и судно доставили туда 3 сентября.

12. Во время Великой Отечественной войны ботик был эвакуирован. 16 июля 1941 года на речной барже ботик был доставлен в Ульяновск, а в марте 1946 года вернулся в музей по железной дороге.

Категория: История
28.10.2019 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей