СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В.С. Лозина
(Россия, Зерноград),
Зерноградский педагогический колледж.
ЧЕХОВСКАЯ ДЕТВОРА: ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
А.П. ЧЕХОВА
Тема детства - это одна из интересных и в то же время, сложных в литературе. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять его переживания, радости и надежды способен не каждый писатель, а лишь тот, кто может видеть жизнь с различных позиций. Именно таким был Антон Павлович Чехов, проявивший большое внимание к детскому чтению, не выделяя для себя отдельно «детской» темы, а таких рассказов и вовсе не признавал. Но дети его сильно интересовали, он подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Ему удавалось очень точно и тонко описывать, передавать портреты детей, к тому же нравилось это делать, потому что они более открытые, а их эмоции ярче. Чехов осознает, что восприятие мира ребенком намного богаче и непосредственнее, чем у взрослого.
Рассказы Антона Павловича - это настоящие шедевры русской литературы, ведь темы, которые поднимает автор в своих произведениях для детей и о детях, актуальны сегодня как никогда. Через своё творчество он повествует о детях и их иногда непростых судьбах в дореволюционной России, что позволяет взрослым читателям понять, насколько хрупкими и особенными являются переживания детской души, а детям осмыслять особенности жизни своих сверстников в эпоху конца девятнадцатого века.
В произведениях Антона Павловича Чехова хорошо раскрывается уникальный внутренний мир детей. Детское сознание дорого автору тем, что оно не заполнено ложью, условностью житейского опыта и ограниченным мышлением.
В качестве примера, предлагаю рассмотреть замечательный рассказ "Дома", в котором жизнь чётко подразделяется на две сферы: одна об официальной жизни справедливого и умного, но по-взрослому ограниченного прокурора - отца маленького Серёжи; а другая об необыкновенном, живом детском мире Серёжи.
Довольно прост сюжет этого рассказа. Прокурор Евгений Петрович Быковский узнает от гувернантки, что его сын курил: "Когда я стала его усовещивать, то он, по обыкновению, заткнул уши и громко запел, чтобы заглушить мой голос".
Теперь журить сына пытается сам отец, привлекая для этого всю силу логических доводов и весь свой прокурорский опыт: "Во-первых, ты не имеешь права брать табак…» Но ему и в голову не приходит, что мысль о "священном и неприкосновенном праве собственности" не властна над детским сознанием.
Столь же чужда ему и суха правда логического ума: "Во-вторых, ты куришь. Это очень нехорошо!. Табак сильно вредит здоровью…» Ни одно из взрослых суждений не затрагивает душевный мир ребенка, в котором существует какое-то своё, особенное течение мыслей, своё представление о важном в этой жизни.
Рассматривая рисунок Сережи, где нарисован дом и стоящий рядом солдат, отец говорит: "Человек не может быть выше дома. ". На что сын находит своё логическое объяснение, что если нарисовать его маленьким, то у него не будет видно глаз.
Если в рассказе «Дома» говорится о ребенке прокурора, то во многих рассказах А. П. Чехова повествуется о детях, лишённых детства.
Ваньке из рассказа «Ванька» всего девять лет. Он живет «в мальчиках» у сапожника. За время, проведённое «в ученье», он успел испытать и колотушки, и голод, и насмешки. Когда Ванька остался один, он решил написать письмо дедушке - единственному близкому человеку. В этом письме он долго рассказывал о своей непростой жизни «в людях», о наказаниях и других тяжестях, но хотел и просил лишь одного, чтобы дедушка забрал его.
Ванька еще не понимает, что такое несправедливость, он ни на что не жалуется и никого не обвиняет. Открытый и чуткий ко всему миру мальчишка, который ждёт от окружающих понимания и добра, но вместо этого получает лишь унижения и «выволочки» от хозяев, этот ребёнок не держит зла на них, а просто рассказывает о том, как живёт любимому дедушке. Большую часть рассказа занимает описание деревни, той жизни, в которую хочет попасть Ванька. Несмотря ни на что, он мечтает!
Одна из неповторимых черт детской души – это способность жить мечтой! На конверте Ванька написал адрес: «На деревню дедушке». Конечно же, его письмо не дошло до дедушки, а если б и дошло, то дед все равно не мог бы взять Ваньку домой, ведь он сам слуга.
В этом рассказе мы узнаём о тяжёлой судьбе обездоленного, забытого всеми ребёнке. Взрослый человек в такой ситуации скорее всего обозлился бы на весь мир, и крепко стиснув зубы начал пробивать себе дорогу. А Ваньке, ребёнку, достаточно мечты и надежды! Когда безоговорочно во что-то веришь, проще переносишь невзгоды. Душа главного героя чиста, добра и открыта всему миру, и очень жаль, что миру взрослых его доброта безразлична…
Развивает тему нелюбви и убийственного равнодушия взрослых по отношению к детям рассказ «Спать хочется», в котором повествуется о судьбе тринадцатилетней Варьки, доведённой до состояния утраты сознания и убийства младенца. Но в отличие от Ваньки она не мечтает о чём-то светлом, а её воспоминания довольно трагичны. Единственное, о чём мечтает девочка, – отдохнуть, немного поспать, прилечь, забыть в объятиях сна обо всех делах и проблемах.
Другой ребенок из произведения «Устрицы» оказывается близким к состоянию помешательства, к которому его приводит жестокий голод.
Любопытно, что сам Чехов в одном из писем определял свою задачу в данном рассказе как профессионально медицинскую — то есть он стремился передать ощущения человека, находящемся в состоянии физического истощения. Но это произведения потрясает другим, более широким своим смыслом. Главный герой мальчик «восьми лет и трёх месяцев» страдает от голода. Возможно, он бы и не страдал от него, если бы его отец нашёл работу или хотя бы убил своё самолюбие и гордость, которые мешали ему просить милостыню. Он не хотел выглядеть бедным и как мог скрывал это: «боясь, чтобы люди не увидели, что он носит калоши на босу ногу, натянул на голени старые голенища», но мальчик любит его таким, какой он есть, несмотря на то, что он «бедный, глуповатый чудак». Очень удивляет и вызывает шквал отрицательных эмоций тот момент, когда сытые господа ради потехи кормят ребёнка устрицами и откровенно забавляются, видя, что он ест их вместе с раковинами.
Однако не всем произведениям Антона Павловича о детях свойственен драматизм, примером тому, рассказ «Гриша» в центре внимания – прогулка трёхлетнего мальчика, где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним миром, в котором до сих пор для него существовали только мама, няня и кошка! Хотя нельзя утверждать, что драматизм в этом произведении исключен полностью. Ведь Гриша в семье оказывается лишним ребёнком, мешает няне и остаётся непонятным своей матери, которая перевозбуждение ребёнка под влиянием новых впечатлений объясняет тем, что он «вероятно, покушал лишнее». В «Детворе» - несколько детей разного возраста играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское непосредственное мировосприятие, их добрую, счастливую пору жизни.
Я считаю, что мир детства – это уникальная реальность, свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Дети часто видят то, чего не замечают взрослые. Этот мир неповторимый и отличный от мира взрослого. Отношение к окружающей действительности для взрослых и детей неодинаково. Многие события, казалось бы, неважные с точки зрения выросшего человека, для ребёнка приобретают огромное значение и, наоборот. Антон Павлович Чехов вкладывает в свои произведения глубокий смысл. Его произведения отражают суровую действительность того времени, хотя многие остаются актуальными по сей день. Главная цель его рассказов о детях – это показать особенности, тонкости детской души, и то, какое влияние оказывают взрослые в этот важный период. Именно в детстве формируются главные личностные качества и характер. Необходимо сделать так, чтобы детство каждого человека было по возможности счастливым, а способности и творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке, получил своё развитие.
Рассказы А.П. Чехова поучительные и направлены на решение не столько задач детской литературы, сколько педагогических. Он заставляет взглянуть на мир глазами ребёнка, призывает сохранять в себе что-то детское, которое непременно поможет нам в работе с детьми, ведь когда-то мы тоже ими были. Именно они – прошлое взрослых, и в них растёт наше будущее. Зачастую реальный мир оказывается жестоким по отношению к детям, поэтому взрослые должны быть опорой и поддержкой, но и они, часто думая о своих проблемах забывают о детях и не уделяют им должного внимания, тогда мы, как учителя, педагоги должны стать тем плечом, которое всегда в трудную минуту поддержит малыша. Я, как будущий учитель начальных классов, взяла себе это на заметку и непременно применю на практике.
© 2021, Лозина Виктория Сергеевна 2350