СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтение – вот главное учение?
Эти слова А. С. Пушкина в наши дни правильнее писать именно так — с вопросительным знаком вместо восклицательного. То, что в современном мире появляются всё новые носители информации, эволюция которых идёт семимильными шагами, — это факт, и эти технологии стали неотъемлемой и естественной частью жизни наших детей с самого раннего возраста. Но роль чтения как источника развития личности и фактора её социализации, безусловно, никуда не исчезнет, она признаётся во всём мире. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным. Какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несёт перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать.
Роль чтения Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений и является навык чтения. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.
Мотивы чтения Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению художественной литературы. Бороться с этим непониманием можно и нужно. И в первую очередь следует прекратить пропагандировать книгу как «источник знаний». Не то чтобы это было неправдой, но эта правда на начальном этапе воспринимается детьми как неправда. Подумайте сами: если вам надо срочно узнать, что едят белые медведи, кто такие илистые прыгуны, где вы быстрее найдёте информацию: в библиотеке или в интернете? Вот то-то и оно!
Книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Не надо забывать говорить об этом детям. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать. Особенно хорошо это действует в начальной школе.
Многие учителя добились прекрасных результатов, просто эмоционально пересказывая эпизоды из интересных детских книг. Стоит выделить несколько минут на уроке и посвятить их рассказу о том, как вы любите такого-то героя из такой-то книги. Или «припомнить» в связи с каким-нибудь событием интересный эпизод.
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.м
© 2018, Селякова Татьяна Михайловна 526