СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что мы Родиной зовём?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название работы: «Что мы Родиной зовём?»

Ф.И.О.: Ефименко Лидия Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Цель: познакомить детей:

  • с символами Воронежской области и Репьевского района (флаг, герб, гимн); с понятиями малая Родина;

  • вызвать интерес к родному краю;

  • воспитывать культуру поведения, волевые качества, умение уступать и сопереживать;

  • развивать внимание, коммуникативные качества.

Оформление: плакаты с надписями «Люблю тебя, моя Россия», «Слава нашей стороне! Слава русской старине!», «Нам многое простит эпоха, отлюбит с нами, отгрустит, но ЧТО Россию знаем плод того уж, видно, не простит», большие красочные звезды разной формы, картины с изображением русской природы.

Праздник проводится на День народного единства - 4 ноября.

Учитель. А Родина для каждого из нас начинается с детства. (Звучит песня «С чего начинается Родина» слова М. Матусовского, музыка В Баснера).

1-й чтец. Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

2-й чтец. За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства.

И все же не можем никак наглядеться.

Учитель. Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в зале?

Дети (хором). Все мы – россияне!

Учитель. Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.

1-й чтец. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

2-й чтец. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры.

3-й чтец. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.

4-й чтец. Три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов.

1-й чтец. Скипетр и держава в костях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

2-й чтец. Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

(Звучит гимн, слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова. Дети слушают и поют гимн стоя.)

3-й чтец. Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн км2. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

(На фоне видеофильма о просторах России дети, одетые в русские костюмы читают стихи.)

1-й чтец: Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

2-й чтец: Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

3-й чтец: Слышу песню жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Учитель. Издавна в народе символами России считалась береза.

1-й чтец: Деревьев разных не сочтешь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей!

(Исполняется танец «Во поле березка стояла».)

2-й чтец. Береза с незапамятных времен почитаема и любима она на Руси.

1-й чтец. Есть старинная поэтическая загадка, отгадайте ее: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник». Что это?

Дети (хором). Береза!

3-й чтец: Без березы не мыслю России –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Учитель. Дети, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведем аукцион пословиц.

С родной земли умри – не сходи.

Своя земля и в горести мила.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Родину, как родителей, на чужбине не найдешь.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Родина краше солнца, дороже золота.

За край родной иди бесстрашно в бой.

4-й чтец: Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Учитель. Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.

Учитель. В какой области России вы живете?

Дети (хором). В Воронежской области.

Учитель. Давайте совершим путешествие по Воронежскому краю.

1-й чтец. Воронеж!. Родина. Любовь.

Все это здесь соединилось.

В мой краткий век,

Что так суров,

Я принимаю, словно милость,

Твоей листвы звенящий кров.

Согрей меня скупою лаской,

Загладь печальные следы.

И приведи на мост Чернавский,

К раскатам солнечной воды.

И как навязчивая морочь,

Как синих чаек дальний плач,

Растает вдруг пустая горечь

Московских бед и неудач.

И что ты там, судьба, городишь?!

Тебе вовек не сдамся я,

Пока на свете

Есть Воронеж —

Любовь и родина моя. (А. Жигулин)

Учитель. Откуда же пошло название «Воронеж»? В старинных летописях и документах название города пишется по-разному. В одном случае – Воронажь, в другом – Вороняжь, в третьем - Вороножь. Происхождение названия нашего города давно интересует учёных. Одни считают, что своим названием он обязан птице ворону. Другие склоняются к мысли, что оно пошло от названия реки «Чёрная» (ворон значит чёрный, например вороной конь). Есть и такое толкование: на тюркском языке слово «воронеж» обозначает «большую воду в большой долине». Сейчас мы проверим ваши знания по великой Воронежской Земле.

Викторина.

  1. В каком году был основан город? (1177, 1586)

  2. Чем он прославился? (кораблями)

  3. Кто основал российский флот? (Петр I)

  4. Назовите самые крупные реки воронежской области? (Дон, Битюг, Хопер, Воронеж…)

  5. Назовите имя детского поэта, уроженца Воронежской области? (С.Я. Маршак)

  6. Улица, названная в честь нашего земляка – космонавта? (улица Феоктистова)

  7. Как раньше называлась главная улица города и почему? (Большая Дворянская, так как раньше на ней жили богатые, знаменитые дворяне)

  8. Чем знамениты Костенки? (Это место стоянки древнего человека)

  9. Какими орудиями труда пользовались древние люди? (изготавливали из костей животных топоры, ножи, иглы; некоторые орудия труда из камня)

  10. Какую роль играл город – крепость в охране Русского государства? (Главной обязанность воронежцев была военная служба: охрана русских земель от набегов крымских татар. Вот почему в крепости жили пушкари, стрельцы, казаки.)

  11. В каких природных зонах расположена Воронежская область? (лесостепи, степь.)

  12. Крупный конезавод нашей области? (Хреновский)

  13. На крутомправом берегу Дона возвышаются меловые скалы в виде причудливых башен и столбов. Как называется это место? (Дивногорье)

  14. Какая большая возвышенность пересекает Воронежскую область? (Среднерусская возвышенность)

  15. Назовите древнее название реки Дон? (Танаис – большая река)

  16. Перечислите осадочные полезные ископаемыеВоронежского края? (Глина, известняк. Мел, песчаник, бурые угли.)

Учитель. Теперь поговорим о символике Воронежского края.

Воронежская область имеет свои основные официальные символы, выражающие государственно - правовой статус субъекта Российской Федерации и отражающие самобытность и традиции Воронежской области, а также свои вспомогательные официальные символы, отражающие статус органов государственной власти и наградных институтов Воронежской области.

История рассказывает о том, что после реформы Петра I, в 1708 году, когда Россия была поделена на губернии, каждой территории стал необходим свой собственный герб. Он должен был быть изображен на губернской печати и символизировать власть. В то время в Амстердаме жил самый знаменитый умелец в области геральдики - князь Санти. Петр I запросил мастера в нашу страну, и через несколько лет Санти прибыл. 12 апреля 1722 года он стал инструктором-геральдмейстером в России, и по истечении времени к уже существовавшим 33 эмблемам Ивана IV прибавилось еще девяносто новых.

Как раз перу князя Санти принадлежит доподлинная символика города Воронежа. В 1700 году, когда воронежские воины сражались под Нарвой, на их знаменах изображались орлы с опущенными крыльями, сидящие на двуствольных пушках. Петр I, увидев такую символику у победителей, возмутился и велел перерисовать ее так, чтобы крылья орлов вздымались вверх. На основании этого Санти придумал первый за всю историю герб города Воронежа. Выглядел он так: одноглавый орел, а под ним стреляющая пушка на зеленом поле.

Такое изображение очень символично. Орел - храбрый воин-победитель. Зеленое поле говорило о тогда уже всем известных плодородных черноземных почвах нашего края. Двуствольная пушка стала прообразом российской славы с 1699 года, когда в Воронеже был основан первый в России литейно-пушечный завод, который отливал медные орудия.

В настоящее время на гербе города изображен кувшин с льющейся водой, олицетворяющий родниковые воды, так как по некоторым источникам перевод слова Воронеж означает выход воды из-под земли. Зарождение такой символики пошло со времен Екатерины Великой. В годы ее правления каждая из губерний имела собственную анкету. Анкета 1785 года дает следующее описание воронежского герба: двуглавый орел на золотом поле, а внизу кувшин, из которого льется вода. В дальнейшем на старых печатях не разглядели орла и, в созвучии с именем города, решили, что это ворон. Ворон - птица нечистая, поэтому изображать стали только кувшин с серебряной водой.

Основная атрибутика обоих символов (герба и флага) - опрокинутый кувшин, не перестающий изливать воду. Объемный поток воды символизирует реку Воронеж. Воспроизведем описания герба и флага Воронежской области из соответствующего закона, принятого областной Думой 30 мая 2005 года.

1-й чтец. Описание Герба Воронежской области:

«В червленом поле - выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели - серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлеными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие - положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червленое, окруженное серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединенными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами».

2-й чтец. Описание Флага Воронежской области:

«Прямоугольное полотнище красного цвета отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию Герба Воронежской области: выходящую от древка желтую гору, сложенную из крупных камней, на склоне которой - белый опрокинутый кувшин, изливающий белую воду».

Учитель. Наша малая Родина – Репьевский район.

Ученики поют: Ты - Европы клочок.

Ты глубинка России

Милый наш уголок,

Нет на свете красивей.

Славны люди твои,

Славна щедрая нива,

И поют соловьи

В рощах самых красивых.

Припев: Славься, Репьевский район!

Тем, что Руси ты – частица.

Твой исполин – чернозем

В мире не с чем не сравнится.

Славен мирным трудом,

Тем, как хлеб мы растили,

Сын на пару с отцом

В поле жать выходили:

Славен ратным трудом,

Как в лихую годину,

Сотни наших дедов свою жизнь не щадили.

Припев: Славься, Репьевский район!

Тем, что Руси ты – частица.

Путь тобой трудный пройден,

Мы тобой очень гордимся.

Славен песней своей,

Самобытной, чудесной,

Куполами церквей

В синеве поднебесной.

Славен русской душой,

Всем открытой, беспечной.

Ты навек наш родной

И любимый навечно.

Припев: Славься, Репьевский район!

Тем, что Руси ты – частица.

Слышен церквей перезвон,

Мы тобой очень гордимся.

Учитель. Сейчас прозвучал «Гимн Репьевского района» на стихи Виктора Канищева из села Новосолдатка.

Ученик. Хоть от центра областного

Уголок наш удален,

Все же гостя городского

Как кудесник, манит он.

Кто увидел раз Репьевку,

Не забудет никогда,

Едут к нам в командировку –

Остаются навсегда.

Первозданная природа

Поражает красотой,

Благодушие народа

Покоряет простотой.

Если, часом, вас истома

Одолеет в летний зной,

Вам предложат водоемы

Благодатный берег свой.

Коли осень вас забросит

В наш уютный тихий край,

То со свежего покоса

Поднесут вам каравай.

А когда замерзнут лужи,

Ветер снег собьет в сугроб.

Защитит от зимней стужи

Вас репьевский хлебороб.

Вас напоит и накормит

Бескорыстный хлебосол,

Он по – царски вам накроет

Трудовой крестьянский стол.

Он последнюю рубашку

Снять с себя для гостя рад,

Он с душою нараспашку

Все одаст, чем сам богат.

Вот какие в нашем крае

Обитают мужики.

Здесь друг друга величают

Емким словом «земляки»!

(с. Олейник с. Бутырки)

Ученик. Озера, реки – символы России.

В вас страждущий черпает силы.

Встречая утро, день – творца творенье,

Здесь для души находишь вдохновенье.

(Н. Румянцев)

Учитель. Реки, озера, березы и широта русской души – неофициальные символы, а сейчас давайте поговорим об официальных символах Репьевского района.

Ученик. Флаг Репьевского района.

Дата принятия: 28.12.2006

Номер в Геральдическом регистре РФ: 2903

Описание: Прямоугольное белое полотнище с соотношением сторон 2:3, несущее вдоль нижнего края три полосы - две черных в 1/20 ширины полотнища и между ними желтую в 1/5 ширины полотнища; посередине полотнища, вплотную к верхней черной полосе - зеленый репейник с тремя пурпурными цветками.

Обоснование символики:

Флаг района разработан на основе герба и языком символов и аллегорий отражает исторические и природные особенности Репьевского района.

Главной фигурой флага является репейник, указывающий на имя района. Репейник - растение, обладающее в геральдике большим позитивным смыслом: считается, что это растение притягивает и собирает вокруг себя добро. Репейник и репейное масло обладает целебным действием, несмотря на то, что в быту репейник часто воспринимается как сорная трава.

Черные полосы символизируют богатые черноземы Репьевского района, а желтая полоса символизируют ярмарки, проводимые регулярно в некогда богатой слободе Репьёвка. Репьёвка во второй половине XVIII века была пожалована князю Репнину. Фамилия князя (по другим источникам Репьёв) могла дать название районному центру, но более вероятной кажется происхождение названия (закрепившемуся только в конце XVIII века) от слова "репей", что косвенно подтверждают названия хуторов того времени Репье и Репин Кут, а также название одного из урочищ - Репьёвка.

Желтый цвет (золото) - символ богатства, прочности, силы, справедливости, уважения и великодушия. Белый цвет (серебро) - символ простоты, совершенства, благородства, мира и сотрудничества. Зеленый цвет символизирует природу, сельское хозяйство, а также является символом здоровья. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность.

Пурпур - символизирует власть, славу, почет, величие, благородство происхождения, древность.

Авторская группа: идея флага: Константин Моченов (Химки);

художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва);

обоснование символики: Юрий Коржик (Воронеж), Вячеслав Мишин (Химки).

Утвержден решением Совета народных депутатов Репьевского муниципального района (№ 178) от 28 декабря 2006 года.

Ученик. Герб Репьевского района.

Дата принятия: 24.10.2006

Герб Репьёвского района

Описание: В серебряном поле на черной оконечности, обремененной четырьмя золотыми безантами в ряд - зеленый репейник, завершенный вверху тремя головками (один и два) с пурпурными цветками.

Герб муниципального образования Репьёвского района, в соответствии со статьей 19 Закона Воронежской области от 5 июля 2005 г. №50-ОЗ "Об официальной и иной символике в Воронежской области", может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:

- без вольной части;

- с вольной частью - четырехугольником, занимающим менее одной четверти гербового щита и примыкающим к углу щита изнутри с гербом (композицией гербового щита) Воронежской области.

Обоснование символики:

Главной фигурой герба является репейник, указывающий на имя района, что делает герб гласным. Репейник - растение, обладающее в геральдике большим позитивным смыслом: считается, что это растение притягивает и собирает вокруг себя добро. Репейник и репейное масло обладает целебным действием, несмотря на то, что в быту репейник часто воспринимается как сорная трава.

Черная оконечность символизирует богатые черноземы Репьевского района, а золотые монеты (геральдически называемые безантами) символизируют ярмарки, проводимые четыре раза в год в некогда богатой слободе Репьёвка. Кроме того, золотые диски (шары) символизируют ядра из герба князя Репнина, которому было пожаловано село Репьёвка во второй половине XVIII века. Фамилия князя (по другим источникам Репьёв) могла дать название районному центру, но более вероятной кажется происхождение названия (закрепившемуся только в конце XVIII века) от слова "репей", что косвенно подтверждают названия хуторов того времени Репье и Репин Кут, а также название одного из урочищ - Репьёвка. Какое бы происхождение не имело название центра района, геральдика допускает применение фигур, помещаемых в щит, созвучных с именем города.

Золото - символ богатства, прочности, силы, справедливости, уважения и великодушия. Серебро - символ простоты, совершенства, благородства, мира и сотрудничества. Зеленый цвет символизирует природу, сельское хозяйство, а также является символом здоровья. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность. Пурпур - символизирует власть, славу, почет, величие, благородство происхождения, древность.

Авторская группа: идея герба: Константин Моченов (Химки); художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва); обоснование символики: Юрий Коржик (Воронеж), Вячеслав Мишин (Химки).

Утвержден решением Совета народных депутатов Репьевского муниципального района (№154) от 24 октября 2006 года.

Учитель. В символах страны. Края отражены их самобытность, традиции, сущность. Надо знать их, чтить и всей своею жизнью показывать, что мы тоже им соответствуем.

Ученик. Что увидишь, стоя у ворот?

Скукою зажатый горизонт,

Три беседки, несколько кустов

Да безмолвье стынущих крестов?

Ну а если тут же, у ворот,

Мысленно расширить горизонт?

Видишь не беседки, а шатры,

Между ними – жаркие костры,

А набатный зов колоколов

Рвет железо иговых оков.

И коней ведя за Потудань,

Русичи кричат: «Не платим дань!»

16.04.2016 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!