СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое психологическое здоровье?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое психологическое здоровье?

Кульгускина Н.А.

(Р.П. Елань,

Волгоградская область,

Россия)

[email protected]

Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.

Генрих Гейне

Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.

Таким образом, психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Критерии психологического здоровья:

- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

- адекватное социальное поведение;

- умение понимать себя и других;

- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

- умение делать выбор и нести за него ответственность

Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье

Причины нарушения психического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

  1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям

Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  • доверие к ребенку;

  • уважительное отношение к детям;

  • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

  • педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

  • детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;

  • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

  • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

  • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

  • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Заключение

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса - общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

Литература:

  1. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2006.

  2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.

  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

21.03.2017 20:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП