СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что же делать для борьбы со всеми этими жестокостями?

Нажмите, чтобы узнать подробности

VIII

Что же делать для борьбы со всеми этими жестокостями? Что делать для пробуждения в людях сознания их безграничной несправедливости и преступности по отношению к животным, сознания равенства прав всех живых существ на жизнь и счастье? Что делать для пробуждения в людях сознания обязанности их, — как существ, призванных к осуществлению идеалов света и добра в мире, — обязанности защищать мучимых и любовно заботиться об окружающих их животных, — особенно же о тех, все силы которых эксплуатируются человеком для его благополучия?

Для работы в этом направлении есть несколько путей, но самым действенным средством, самым лучшим путем для этого является воспитание детей, воспитание будущих людей в духе человечности, в духе внимательного, разумного, справедливого, человечного отношения ко всем живым существам.

Одним из главных препятствий к установлению правильного, разумного отношения детей к животным является незнание детьми животных, то есть, только некоторое внешнее знание некоторых из них, но совершенное отсутствие хотя бы самых элементарных, но серьезных знаний об их жизни, устройстве их организма и предназначении их органов, об их нравах, привычках, — отсутствие знаний о личной, семейной и общественной жизни животных.

Узнавая ближе и ближе живое создание, все больше и больше сближаешься с ним, начинаешь все лучше и лучше понимать его и поэтому все внимательнее к нему относиться.

Уже для маленького ребенка начинается новое отношение к животному, когда, останавливая глубже его наблюдение над животным, останавливая его внимание на разных сторонах жизни животного, ему помогают уяснить, что это не живой механизм какой-то, не игрушка, но что это такое же существо, как он сам и окружающие его люди, с целым миром своей жизни, своих особых свойств, своих процессов жизни, своих интересов, симпатий, радостей и горестей.

Ребенок вечно стремится к животным, быть с ними, играть с ними. Но этим не пользуются обыкновенно с разумно воспитательными целями родители и воспитатели, сами будучи питомцами обычного воспитания и образования, невежественные, ненаблюдательные, не интересующиеся ничем серьезно по отношению к жизни животных.

Вместо того, чтобы, пользуясь такой благоприятной почвою, начинать образование и воспитание ребенка в указанном направлении, взрослые умеют только иногда прикрикнуть на ребенка, когда он слишком сильно задерет какое-нибудь слабое животное, или бьют животное, когда оно обидит ребенка что большею частью случается тогда, когда ребенок выведет животное из терпения.

А как легко начинать живое ознакомление ребенка с окружающим его животным миром! Когда внимание ребенка устремляют на разные новые факты из животного мира, когда ему сначала объясняют все то в жизни животных, что он уже видел или замечает, когда ему показывают все любопытное в жизни животных или рассказывают о них, он жадно слушает, наблюдает и впитывает в себя все из этой области. Ничто не интересует ребенка больше, чем все эти существа, с которыми у него в первых стадиях его развития особенно много общего.

Но рассказывают обыкновенно детям одни побасенки о животных, тогда как чрезвычайно важно серьезное, в самой легчайшей, конечно, форме знакомство детей с очень раннего возраста с настоящей жизнью животных.

Но ознакомление такое никак не должно вестись обычным книжным способом. Отчего же (и даже очень полезно) не прочесть из книги живое, дельное описание жизни или отдельных моментов из жизни и деятельности того или другого животного, но ничто не может заменить живых с детьми наблюдений и потом уже живой беседы по поводу них, совместного обсуждения виденного.

Возьмем, как один из примеров, живущую у нас в доме собаку, этого друга и мученика наших детей. Дети возятся с ней каждый день, но они, если, может быть и узнают кое-что об ее устройстве, жизни, особой жизни и деятельности разных пород собак, то только кое-что, далеко позже, в самой сухой, неразъясненной форме, на уроках зоологии в училище, когда детей, может быть, будет интересовать совершенно другое. А для детей, меж тем, может быть полно интереса живое знакомство с устройством собаки с органами ее приспособления, с ее умом, ее потребностями, привычками, жизнью разных пород, различной деятельностью собак для людей и т. д.

Когда все это будет узнаваться детьми, у них будут как бы вновь открываться глаза на животное, будет устанавливаться новое отношение к тому существу, к которому они были равнодушны или которое они считали до сих пор только предметом своей забавы.

Сколько интереса, уважения, симпатии могут внести в душу ребенка наблюдения (и беседы по поводу их над умом животных, их трудом, их взаимопомощью и т. д.).

Настоящее знакомство с жизнью животных рано вынет из ума ребенка почву для разных суеверий и предрассудков на их счет, предохранит детей от разных ходячих невежественных представлений о вреде, мнимо наносимом разными животными, и разъяснит детям, напротив различную пользу, оказываемую человеку такими животными, которых все считают вредными. Хотя все же всегда надо помнить, что чрезвычайно важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к жизни других существ никак не за то лишь, что они нам полезны, а потому уже только что они живые существа и что надо уважать всякую жизнь и признавать ее полные, равные со всеми, права на счастье.

Становясь все серьезнее и сложнее по мере развития ребенка, подростка, юноши, эти знания, входящие жизненным, естественным путем в умственную их жизнь, прочно залягут в ней, явятся прочным фундаментом сознательного, разумного отношения к царству животных.

Проникновение в глубину жизни животных установить новый, трезвый, человечный взгляд на безобразных или страшных животных: жаб, сов, ужей, летучих мышей, кротов и т. д., уравняв в правах на интерес и симпатию людей животных, кажущихся противными, со всеми остальными.

Введя детей в жизнь таких, далеких от детского понимания существ, как, например, насекомые, личность, так сказать, которых совершенно игнорируется ребенком, не имеющим понятия об их жизни, устройстве и т. д., подобный метод воспитания поможет детям признать и в насекомых существ равноправных со всеми другими представителями живого мира.

Разница предлагаемого ознакомления с жизнью животных от того способа ознакомления с нею, который применяется в наших школах лучшими даже из педагогов-естественников, ведущих это дело разумно, живо, ново, будет та, что при этом ознакомлении никогда не будет забываться гуманитарная сторона дела. Это не значить, что ребенку постоянно будут навязываться какие-либо поучения или же будет производиться какая-либо подтасовка, извращение фактов жизни для известных идей, но это значить то, что, во-первых, весь дух сообщения знаний будет проникнуть человечностью, уважением к другим существам, и, во-вторых, что ради познания животных и их жизни эти животные не будут подвергаться страданиям и умерщвлению, как это делается при вивисекции и убийствах животных для чучел, коллекций и т. д. Гуманитарное изучение животных будет основываться, главным образом, на наблюдении их жизни, а не на мертвых, безжизненных телах их. Оно поведет детей в сады, поля, леса, на берега вод для изучения мира животных во всей красоте, интересе и поучительности их жизни, а не к чучелам, ящикам и банкам с мертвыми, почти ничего не говорящими наблюдению детей, экземплярам, самый вид которых, — как, например, вид наколотых бабочек, — может действовать на детскую мысль только в направлении обратном с гуманитарным направлением.

Систематика, номенклатура будут в таком изучении на заднем плане, живое изучение на первом.

Для знакомства детей с внутренним строением животных совершенно достаточно будет случаев нахождения умерших насекомых, зашибшихся птиц, умерших зверьков и тому подобное.

Явятся новые руководители в этой области, которые в своих практических, научных занятиях будут держаться того взгляда, что если уж их ученая работа такова, что не может сделать существ, над которыми она производится, счастливее, то она, по крайней мере, хоть не должна делать их несчастнее.

Новые орудия изучения жизни оказывают драгоценную помощь в этом отношении. Какая страшная разница между старым наблюдателем жизни животных, пробирающимся в мир природы с орудиями убийства — ружьем, силками и булавками, и новым наблюдателем, истинным другом природы, пробирающимся с фотографическим аппаратом и уносящим с собою картины, запечатлевшие жизнь животного мира в ее живом виде, в ее отношениях с живой средой!

Наряду с наблюдением жизни животных фотографирование ее — какое прекрасное, полезнейшее, образовательное занятие для юношества вместо несчастной стрельбы по животным и накалывания насекомых на булавки!

Наблюдения над превращением одной бабочки, с собственным участием в правильном уходе за гусеницей и кормлением ее, дадут в сотни раз больше, чем всякая книга о насекомых и десятки ящиков с насекомыми на булавках. При всякой организации наблюдений никогда не должна упускаться гуманитарная сторона. Если дети взялись продержать у себя гусеницу до последнего ее превращения то они должны разумным, наилучшим образом устроить ей помещение и аккуратно кормить ее. Иначе это будет не наблюдение, а мучительство, которое не должно быть никогда допускаемо как ради блага наблюдаемого животного, так и ради блага самих детей.

Никакие книги, уроки и рассказы о птицах не могут заменить внимательных наблюдений над их жизнью, работой, выведением птенцов, их взаимопомощью — если только с самого начала этих наблюдений зорко охраняются все права птиц.

Такие способы, как изучение птиц в клетках и животных в зоологических садах и террариумах должны быть совершенно отринуты, как способы, не дающие никакого представления о нормальной жизни животных, которая может познаваться только в живой обстановке природы, и как противоречащие требованиям справедливости и гуманности.

Кроме того непосредственного материала, который дает сама природа, полезно бывает и искусственно устраивать некоторые наблюдения, при которых, однако, животные ничего не претерпевают и не меняют искусственно — по крайней мере, в самой ее основе — свою жизнь: таково, например, то устройство комнатных наблюдений над превращением бабочки, о котором я говорил, устройство маленькой пасеки или стеклянного наблюдательного улья для наблюдений над жизнью пчел, маленького искусственного пруда для выведения тритонов, лягушек и т. п., аквариума для наблюдений над мельчайшими и низшими животными. (Но не над рыбами, потому что девять десятых рыб погибает недели через две в обыкновенных небольших аквариумах у не совершенно компетентных любителей аквариумов.) Да и вообще тот небольшой водяной бассейн, который представляет из себя целый мирок для мельчайших водяных животных, является настоящею тюрьмой для более крупных обитателей воды.

31.07.2017 08:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!