СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Очень часто мы забываем, работая с детьми старшего дошкольного возраста, что это личности со своими взглядами и принципами. Понимать детей - великое и сложное искусство, оно требует не просто любить детей, а любить активно и созидающе. Понимать ребенка и чувствовать понимание с его стороны, быть другом, подняться до уровня детских мыслей, переживаний, логики, творить во всех сферах деятельности, вот что позволяют элементы Теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ). Методы и инструменты из ТРИЗ организуют общение с детьми, а именно общение и взаимодействие со взрослым - главный фактор развития ребенка. Работая по любой программе можно с успехом применять элементы технологии ТРИЗ. Она позволяет проявлять творческие способности педагогу (детально развивать программу, учитывать индивидуальные способности детей, регион проживания, социальный заказ и т.д.).
Создателем данной теории в 1948 г. стал Генрих СауловичАльтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для инженеров, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.
Актуальность методических рекомендаций определяется социальным заказом общества на творческую личность, обладающую системно-логическим мышлением, способную осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи. Этот заказ образования наиболее оптимально решает технология обучения творчеству – ТРИЗ.
Задачи:
- повышать компетентность педагогов и родителей в сфере инновационных технологий;
- познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;
- формировать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;
- развивать личность ребёнка, его способности путём самостоятельного и коллективного решения творческих и других задач;
- развивать основные познавательные процессы;
- развивать любознательность как основу познавательной активности будущего школьника, его мотивационной среды.
Нет специальных учебных заведений для подготовки творческих личностей, но работают всевозможные курсы, школы, общественные институты изобретательского творчества, в том числе и Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества». Ожидаемый результат: умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира. Положительные результаты дает работа по развитию высокого уровня воображения. Организовывать ее целесообразнее в процессе проведения каждой игры, но с условием деления картин мира на фантастические и реальные. |
|
Что же такое ТРИЗ-педагогика?
Особенностью содержания ТРИЗ-педагогики является процесс поисковой,изобретательскойдеятельности и первый шаг в этом – решение изобретательских задач, поискрешений которых опирается на теорию творчества или теорию развития сильного (системно-логического) мышления.Можетбыть, это развитие мышления, воображения? И нет, и да. Нет, потому что существует и много других методов развития мышления и воображения. Да, потому что решению открытых (изобретательских, исследовательских, проектных) задач способствует особый стиль мышления, воображения, который мы называем тризовским.
Каков же именно предмет ТРИЗ-педагогики–тризовское мышление и тризовское воображение. Это не только способность мыслить в условиях недостатка данных и по правилам, это еще и дисциплина мозга, рефлексия над любым решением с целью снять методический пласт этого решения.
По С. Гин предметом являются сами творческие задачи и правила их решения. Дидактика же будет включать в себя и особые упражнения, подготавливающие к решению задач, и особую деятельность по решению этих задач. При этом ТРИЗ-педагогика может использовать в своих дидактических целях методы, никак не относящиеся к собственно ТРИЗ. Так, мозговой штурм или морфологический анализ имеют ряд своих дидактических преимуществ, которые целесообразно использовать в свое время и в нужном месте.[6, с.71]
Наибольшее влияние на формирование творческого мышления оказывает уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).
По А.А. Гину цель ТРИЗ –решение творческих задач, тогда цель ТРИЗ-педагогики– подготовка мышления для решения творческих задач. Эта подготовка подразумевает и особую дидактику, и предметную сферу. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на занятии, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет педагогам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. [8, с.131]
Наиболее известными представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как Богат В.Ф., Страунинг А.М., Шустерман М.Н.,Гин А.А., Шарипов Р.Х.В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент – воображение и мышление. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом – на формирование культуры мышления. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.
Существуют методы, помогающие изобретателю раскрыть свой творческий потенциал. Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории.
Главный принцип ТРИЗ строится на утверждении, что каждая творческая задача имеет множество решений. Человек, который мыслит стереотипами, способен найти лишь 10% из них. А, к сожалению, почти каждый человек зависим от собственных и общественных стереотипов настолько, что в поисках решения подсознательно пользуется ими и находит лишь 10% самых примитивных и стандартных творческих решений. ТРИЗ – это борьба со стереотипным мышлением. [13,электронный ресурс]
Как и любое развитие, развитие творческого мышления, умение создавать что-то свое, а не только по шаблону, закладывается в самом юном возрасте, и важно не упустить этот момент.Данную работу необходимо проводить поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов(смотри Приложение 1).Итогом обучения на этом этапе является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри! [2,с. 30, «Что-то» автор:М.С. Гафитулин]
Например:
1) Игры, направленные на выявление противоречий.
Игра “Хорошо-плохо”
По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. (“Книга”,.хорошо – из книг узнаешь много интересного....Плохо – они быстро рвутся... и т.д.)
2) Игры на объединение над - и под - системы объекта
«Волшебный светофор» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.
(Педагог показывает картинку с изображением растения.Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части растения.Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является растение. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.)[8,электронный ресурс]
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д. (смотри Приложение 1).
Например:
1) «Фоторобот» – создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев.
2) «Сделать наоборот» –изменение свойств и назначения объекта на противоположные, превращая их в антиобъекты(антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми).
3) Увеличить – уменьшить.Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.[3,с. 53]
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки (смотри Приложение 1).
Для примера проведем две игры:
1) Игра «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. К Р О Т
Под «К» пишем слова, обозначающие предмет (существительные).
Под «Р» – слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие).
Под «О» –слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».
Под «Т»– предлоги, союзы, частицы.
Составьте предложение из слов например в комбинации 4, 2, 3, 1.
Далее придумайте фантастический рассказ, оттолкнувшись от этих сочетаний.
2) Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течение 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (буро-зеленый ягуар)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу плясал). Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал, хвостом как крыльями махал). Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (великанов всех напугал).
На 4 ЭТАПЕ.Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации (смотри Приложение 1).Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких правил:
1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и сказочный персонаж”,“Я и Я”.
2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;
– говорить интересно, необычно, любопытно, здорово, отлично, удивительно, прекрасно, замечательно и т.п.;
– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, доказывать, аргументировать, отстаивать свою позицию;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;
– поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.[7,с.249]
Хотелось обратить особое внимание и остановиться на третьем этапе развития творческого воображения и мышления дошкольников – «Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки».
Сегодня можно смело сказать, что СКАЗКА – помощник вовладении необходимыми знаниями и накоплении опыта переживаний и жизненных впечатлений. Во всем мире сказка занимает ведущее место потому, что сказочная ситуация многообразна и противоречива, является миром, в котором живет ребенок.
Предлагаем подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально,непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, нои творчески преобразовывать ход повествования, придумыватьразличные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. [8,электронный ресурс]
А при нетрадиционном подходе занятие берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Например в сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Нетрадиционный подход как раз дает и педагогу, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.К примеру: «Докажи, что Золушка лучше всех» или «Докажи, что Бармалей самый добрый»; «Кого тебе жалко в этой сказке»; «Как бы ты поступил на месте…». Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова главная установка.
Со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ колобка испекла бабка, а …, Не Емеля выловил щуку, а …, Не Иван-царевич, а …).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, автор прибегает к довольно редко используемому приему – «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Пот дед рук. Вот беж мышь. Влез в эт рук и сид. Тут скач ля и го: и т.д.» или «Старуха так и: по коробу, по сусеку и муки горсти две. тесто, колобок, и на окошко».
Предлагается дошкольникам отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод (У Красной Шапочки появился детектор лжи или она читает мысли других).
Еще один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание.
Сказка развивает руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.
В результате применения методик ТРИЗ:
Объясните ребенку, что нет одного правильного ответа. Главное – придумать как можно больше вариантов. На первом этапе можно даже не обсуждать, какое решение лучше и почему. После, когда вы будете находить по 5-10 решений, можно начать рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта. И, тем самым, стараться найти наиболее выгодное.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» – писал Сухомлинский.
© 2018, Попюк Ольга Анатольевна 1669