СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений паль­цев рук. В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например "Сорока"). Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой мото­рики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выпол­нять сложные задания, требующие достаточной точности и согла­сованности движений кистей рук.

Вот примеры упражнений на развитие мелкой моторики рук дошкольников:

  • переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком (для детей 1,5-2 лет)
  • изображения различных фигур и предметов с помощью пальцев рук. Например, ставим обе ладони на ребро, подняв вверх большие пальцы, и совершаем волнообразные движения – получается пароход, плывущий по волнам. Одновременно можно приговаривать:

«Пароход плывёт по речке и пыхтит он, словно печка»

  • Методика мелкой моторики предполагает и игры с мозаикой, сортировку пуговиц по размеру, игры с конструктором. Все эти занятия на развитие мелкой моторики подойдут для детей от 1 года.
  • Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!).
  • Сильные ладошки

Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажёр).

  • Мозаика

Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).

  • Конструктор

Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

  • Бусины

Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

  • Шнуровки

Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например, попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).

  • Волшебный поднос

На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.

  • Разноцветные прищепки

Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко — орга­низуйте игры с бельевыми прищепками. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.

  • Золушка

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязы­вание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряже­ние ребенка пластиковые предметы и так далее.

  • Забавные картинки

По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

  • Счетные палочки

Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).

  • Маленький скульптор

Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.

  • Застегни пуговку

Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои руки и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.

  • Трафареты

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума. Для детей старшего дошкольного возраста желательно использо­вать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штри­ховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.

Рисование различными материалами (ручкой, простым каранда­шом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего пред­мета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изобра­женных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из разноцвет­ных бумажных полос. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совмест­ных занятий родителей и детей в семье.

Для развития координации движений можно попробовать зани­маться накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рису­нок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, тогда из различных рисунков сделайте картину — аппликацию, посвященную одной теме.

Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замеча­тельное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку Необходимо посто­янно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигу­рок дети могут составлять композиции — аппликации.

В настоящее время все большую популярность приобретает ори­гами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказки-под­сказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоми­нание при выполнении игрушек, ведь механические задания (про­вести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными — с точки зрения сюжетно-игрового замысла — действием.

Упражнения для развития мелкой моторики очень просты в исполнении. Но без помощи родителей не обойтись, поскольку любое упражнение нужно сначала показать ребенку, потом проделать его вместе с ребенком, а после этого малыш выполнит его сам.

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стре­митесь дать ему все сразу. Много — не значит хорошо. Не заставляйте ребенка ничего делать через силу. Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач). Все зависит от вас и вашей фантазии.

11.04.2021 14:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи