СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В выстуженном нелюбовью взрослом мире все меньше доброты, но и в зимние дни нас согревают воспоминания о детстве. Тогда у каждого ребенка была книжка Агнии Барто. Первый опыт любви в младенчестве мы получили благодаря её стихам. Проникнуться сочувствием к мишке, которого уронили на пол, к зайке, которого бросила хозяйка, значило получить прививку доброты на всю жизнь. Для вас и ваших детей – зимние стихи Барто и немного о ней самой.
Есть ли у доброты сравнительная степень? Или превосходная? Можем ли мы быть слишком добры? Измерить доброту детской поэзии Агнии Барто невозможно ни по одной известной науке шкале – она пронизана бесконечной любовью ко всему и всем.
Не полюбить всей душой ближних будущий детский поэт просто не могла. А начала с малого – полюбила зверей. Дочка врача-ветеринара, она родилась в столице за 12 лет до революции, занималась балетом и рано начала писать стихи. В юности ей пришлось преодолевать голод и денежные затруднения – работать в магазине, чтобы поддержать семью, а для этого прибавить себе год к возрасту.
А потом появились наизусть известные «Игрушки» с их бычком и лошадкой, которые усваиваются нашими детьми вместе с молоком матери и первыми словами речи. В конце 30-х годов пришла известность – книги Барто печатали огромными тиражами и развозили вагонами по всей стране.
Выбор в пользу своего призвания оказался верным. Следуя Промыслу о себе, Агния обрела и семейное счастье. Муж Агнии, теплоэнергетик, впоследствии член-корреспондент РАН, был далек от поэзии, но очень любил и оберегал свою жену.
Их дочке Тане достались в наследство от мамы лучшие стихи, а стихотворение о плачущей Тане, оказывается, появилось ещё до её рождения.
Войну семья пережила без жертв и трагедий – на Урале, куда уехал работать муж.
На Урале поэтесса поработала токарем, пробовала себя фронтовым корреспондентом, но все это было далеко от её предназначения. Увы, в войну детская поэзия для страны и маленьких читателей отступила на второй план.
Возвращение в Москву ознаменовалось несчастьем: 15-летний сын Игорь от первого брака погиб в нелепой аварии возле самого их дома. После трагедии она еще глубже погрузилась в поэзию и творчество: создание сценариев к детскому кино, выступления по радио, поездки и встречи с читателями по всей стране.
Агния Львовна долго занималась деятельностью, которую можно назвать по-христиански-подвижнической и благотворительной – она помогала в розыске детей и взрослых, потерявших друг друга в военное время. В радио-эфире она читала письма слушателей, и по самым неброским приметам находились свидетели, знакомые, которые узнавали эти детали. Семьи воссоединялись, родные обретали друг друга. Итогом этих розысков и обретений стала повесть «Найти человека».
Агния Львовна всегда вдумчиво и глубоко работала с текстом, вносила много правки в свои стихи – советовалась с коллегами по поэтическому цеху, с домочадцами. С виду простые и незамысловатые стихи А. Барто отточены и огранены до совершенства – они гармонично звучат как естественная повседневная речь, но эта видимая простота давалась очень непросто.
Радостные и четкие ритмы, настроение игры и чуда, превращения и развития, благих перемен, просто беспричинного счастья от полноты жизни, словом, детская картина бытия, – в ее стихах есть всё то, что отличает лучшие образцы поэзии для детей. Именно поэтому ее стихи до сих пор не устаревают.
Да, есть отдельные произведения, отдавшие дань времени и его советскому колориту – но даже ярко выраженные «партийно-пионерские» стихи Барто выше любой пропаганды – в них всё преображает опоэтизированная детскость.
Неслучайно Барто всю жизнь изучала детей, их образ мыслей, видение мира и во многом сама оставалась ребенком – решительным, свободным, умеющим забывать обиды, радоваться и смеяться вопреки бедам и самым сложным житейским обстоятельствам. И сами дети всегда к ней тянулись, окружали поэтессу, куда бы она ни пришла.
Конечно, в отношении её поэзии нельзя говорить о христианстве – само слово это в годы советского успеха стихов А. Барто даже не звучало в СССР. Но их глубокая и крепкая нравственная основа (коренящаяся, конечно, в вере Христовой, в которой воспитывали всех русских детей до революции) воспитала не одно поколение мальчиков и девочек глубоко нравственными и порядочными людьми.
Сострадание к ближним, забота о слабых, маленьких и пожилых, уважение к старшим, безупречная честность, внимание к бедам и нуждам другого человека, – все это мы впитали из стихотворений А. Барто. И эту поэзию в полной мере можно назвать воспитывающей. По словам самой поэтессы, «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». И эту гамму она воспроизводила в своих крепких и цельных строчках, которые нам было так легко и радостно разучивать наизусть.
Эти добрые стихи и сегодня несут в мир то, чего ему так не хватает в наши дни – большое тепло и трепетное, любовное чувство к каждому созданию. Давно известно, что творческое слово не только переносит жизнь на лист бумаги, но и само может влиять на действительность.
Стихи Агнии Барто в нашей стране — почти синоним детства. Пусть эти строчки и строфы и дальше приумножают в мире его райский свет.
А. Барто
Варежки
На бульваре – снежный бой. Здесь и я, само собой!
Ой, что было! Ой, что было! Столько было хохота!
Рукавички я забыла, Вот что было плохо-то!
Попросила я у Лели Запасные варежки, Говорит:
– Смеетесь, что ли, Надо мной, товарищи? Берегу их три недели, Чтоб другие их надели?!
Вдруг девчонка, лет восьми, Говорит:
– Возьми, возьми. – И снимает варежку С вышивкой по краешку. – Буду левой бить пока! – Мне кричит издалека.
Снежный бой! Снежный бой! Здесь и я, само собой! Все в атаку! Напролом! Из снежков метелица…
Хорошо, когда теплом Кто-нибудь поделится.
В защиту Деда Мороза
Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слез.
Он мне сказал, что Дед Мороз
Совсем не Дед Мороз!
Он мне сказал:
– В него не верь! —
Но тут сама
Открылась дверь,
И вдруг я вижу —
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет,
Тулуп до самых пят!
Он говорит:
– А елка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным мешком
Стоит, обсыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
– Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! –
Я отвечаю:
– Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!
Наступили холода
Ветер на терраске,
Холодно в коляске!
На Андрейке – телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Он сидит, едва дыша,
В телогрейке пёстрой.
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.
– Привыкай и к холодам!–
Объясняет Света. –
И зима приходит к нам,
А не только лето.
Все нет зимы
Ночью снятся нам сугробы. Ночью с гор несёмся мы… Покатайся тут попробуй – До сих пор всё нет зимы!
Я чинить умею сани, Снега сделать не могу, А у нас по расписанью Завтра игры на снегу.
Всё готово для пробега, Не хватает только… снега!
За цветами в зимний лес
Никому не верится: Чудо из чудес – За цветами дéвица Ходит в зимний лес.
Он стоит не в зелени, Как в июльский зной, Он, снежком побéленный, Блещет белизной.
Но смеётся девица: – Если вам не верится, Показать могу Яркий кустик вереска Прямо на снегу.
Летом он не ценится, – Скромное растеньице. Но зато как весело Увидать самой Огонёчки вереска На снегу зимой!
Злодейка – Зима
Злодейка-зима набирается сил, Как грянул Мороз, никого не спросил!
Явился в столицу товарищ Мороз, Прохожих торопит, доводит до слёз.
В школу идём по морозцу пешком, Шапки-ушанки покрыты снежком.
Что может быть лучше январской поры! На лыжах, на санках несёмся с горы.
Любому мальчишке Мороз нипочём. Не зря он считает себя москвичом!
Чтоб не было больше зимы
Я знаю, что надо придумать, Чтоб не было больше зимы, Чтоб вместо высоких сугробов Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку Зеленого цвета, И сразу зима Превращается в лето.
Снежная баба
Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый-слабый, Мялся под рукой, Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой.
Нам работать было жарко, Будто нет зимы, Будто взял февраль у марта Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне.
Но темнеет – вот досада! – Гаснет свет зари, По домам ребятам надо, Что ни говори!
Вдруг нахмурилась Наталка, Ей всего лет пять, Говорит:
– Мне бабу жалко, Что ж ей тут стоять? –
Скоро стихнет звон трамвая И взойдёт луна, Будет баба снеговая Под луной одна?!
Мы столпились возле бабы, Думали – как быть? Нам подружку ей хотя бы Нужно раздобыть.
Мы не ели, мы не пили, Бабу новую слепили.
Скоро стихнет звон трамвая И взойдёт луна, Наша баба снеговая Будет не одна.
Зимняя прогулка
Бегу на лыжах по лесу, Бегу, бегу, За мной вдогонку полосы Бегут в снегу.
Бегу на лыжах по лесу, То я влечу в сугроб, То вдруг ледышка по носу Меня легонько хлоп!
То на пенёк напорешься – Случается в пути. Бегу на лыжах по лесу, Вдруг слышу:
– Пропусти!–
Девчонка долговязая Кричит:
– Ой, догоню ! – Как будто бы обязан я Ей уступать лыжню.
Мы стукаемся лыжами, И, в снег столкнув меня, Она вопит обиженно: – Дорогу, размазня!
Дорогу начинающим! (И сердится она) Доказывает лыжница: Мол, не её вина, Что лыжи быстро движутся, Причём же здесь она?
Я весь в снегу до пояса, Но смех меня берёт, Бегу на лыжах по лесу, Бегу вперёд.
За мной вдогонку полосы Бегут в снегу, Бегу на лыжах по лесу, Бегу, бегу.
Каток
Отложи, читатель, книжку, Отдохнём с тобой часок. Мы возьмём коньки под мышку – И вприпрыжку на каток!
Весь каток в огоньках, Весь каток, Сколько ног на коньках, Сколько ног!
Все твердят:
–Чудный лёд! Чудный лёд! А тебе не везёт! Не везёт! Ух! Не везёт: Бух – и на лёд!
Лучше скинь коньки, Косолапенький!
Пурга
Лежали тихие снега. Вдруг как пошла Крутить пурга!
Всё замело, Заволокло, Исчез мой дом, Моё село…
И только снег Передо мной Встаёт Расплывчатой стеной.
Мне не пробиться Сквозь пургу, Я в заколдованном Кругу.
Ни зги не видно И вблизи, Я как слепая,– Хоть ползи!
Настала ночь Вокруг меня, Настала ночь Средь бела дня.
Расставив руки, Как слепец, Я двигаюсь вперёд… Но вот светлеет Наконец, Слабее Ветер бьёт,
И удаляется пурга, Раскинув белые стога.
После снегопада
Блещет после снегопада Ёлок белая громада. Но склонились Ветки ёлок: Не под силу Снежный полог.
Гнутся вниз Под тяжкой ношей… Мчится лыжник По пороше – Паренёк один Хороший.
Вмиг домчался он До цели. Лыжной палкой Еле-еле Дотянулся он До ели.
Отряхнул от снега ветку И опять вперёд, в разведку.
Зимний сон
Мне ночью снились горы… Высокая гора, Та самая, С которой Катались мы вчера.
Мы до деревни ближней Неслись по целине, И ночью снег И лыжни, Блестящий снег И лыжни Всё время снились мне.
Автор статьи : Валентина Киденко
Источник : https://azbyka.ru/deti/agnija-barto-horosho-kogda-teplom-kto-nibud-podelitsja
© 2019, Ильина Оксана Геннадьевна 533