© 2025 75
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Зима»
Для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Артикуляционная гимнастика помогает развивать подвижность органов речи (языка, губ, щек), что способствует правильному звукопроизношению и четкой дикции. Упражнения подобраны в соответствии с лексической темой «Зима» и сопровождаются игровыми образами, что делает их более интересными для детей.
Комплекс упражнений
«Снежинки»
Цель: Развитие подвижности языка.
Описание: Представьте, что ваш язык — это снежинка, которая кружится в воздухе.
Выполнение: Широко открыть рот, кончиком языка делать круговые движения по губам (по часовой стрелке и против).
Повторение: 5–6 раз в каждую сторону.
«Снеговик»
Цель: Укрепление мышц щек.
Описание: Представьте, что вы лепите снеговика и надуваете щеки, как снежные шары.
Выполнение: Надуть щеки, удерживать воздух 3–5 секунд, затем медленно выпустить.
Повторение: 5–7 раз.
«Лыжник»
Цель: Развитие подвижности языка.
Описание: Язык — это лыжник, который скользит по снегу.
Выполнение: Широко открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Медленно поднимать и опускать язык, как будто лыжник едет в гору и спускается.
Повторение: 6–8 раз.
«Сосулька»
Цель: Укрепление мышц языка.
Описание: Язык — это сосулька, которая растет и тает.
Выполнение: Вытянуть язык как можно дальше вниз, удерживать 5 секунд, затем убрать.
Повторение: 5–6 раз.
«Метель»
Цель: Развитие речевого дыхания.
Описание: Представьте, что вы дуете на снежинки, и они кружатся в воздухе.
Выполнение: Сделать глубокий вдох через нос, затем длительный выдох через рот, губы трубочкой.
Повторение: 4–5 раз.
«Снежный ком»
Цель: Развитие подвижности губ.
Описание: Представьте, что вы катаете снежный ком.
Выполнение: Сомкнуть губы и делать круговые движения, как будто катаете ком.
Повторение: 5–6 раз в каждую сторону.
«Ледяная горка»
Цель: Развитие подвижности языка.
Описание: Язык — это ребенок, который катается с ледяной горки.
Выполнение: Широко открыть рот, кончик языка упирается в верхние зубы. Медленно провести языком по небу от зубов к горлу и обратно.
Повторение: 6–8 раз.
«Снежинки на ладошке»
Цель: Развитие речевого дыхания.
Описание: Представьте, что на вашей ладошке лежит снежинка, и вы хотите ее сдуть.
Выполнение: Сделать глубокий вдох через нос, затем плавный выдох через рот, губы трубочкой.
Повторение: 4–5 раз.
Рекомендации для педагогов и родителей
Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, чтобы поддерживать интерес детей.
Следите за правильностью выполнения упражнений: язык, губы и щеки должны двигаться активно.
Выполняйте гимнастику ежедневно, чтобы закрепить результаты.
Используйте наглядные материалы (картинки, игрушки) для создания игровых образов.
Хвалите детей за старания, даже если упражнения пока получаются не идеально.
Этот комплекс упражнений не только помогает развивать артикуляционный аппарат, но и способствует закреплению лексической темы «Зима», делая занятия более увлекательными и познавательными.
© 2025 75