СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование пространственных представлений
у младших школьников на уроках окружающего мира.
Каждое событие в истории происходило в определённое время и в определённом месте. Отнесение события к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется пространственной локализацией исторического события.
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщённые образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определённом масштабе с учётом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений. Самые древние карты были созданы в Вавилоне, Египте в III – I тыс. до н.э. Специальные учебные исторические карты стали применяться в России с к. XVIII века.
Отличия исторических карт от географических (физических):
1. цветовая гамма; на географической карте с помощью цвета изображаются особенности рельефа местности (горы, низменности, реки, моря и пр.). На исторической карте с помощью цвета показаны территории княжеств, государств, расселения племён.
2. динамика; исторические карты раскрывают динамику событий и процессов: возникновение государств, изменение их территории, торговые пути, движение войск и пр. с помощью условных знаков.
Виды исторических карт:
I. по охвату территории: мировые, материковые, карты государств.
II. по содержанию:
- обзорные: отражают события определённого времени;
- обобщающие: в пределах определённого места и времени отражены все важнейшие события;
- тематические: отражено событие определённой темы учебника
III. по масштабу: крупно- средне- и мелкомасштабные.
Локальность исторических событий изучается на уроках при помощи настенных карт, карт в учебниках, атласов, планов городов, схем сражений.
Первичные знания по работе с картой (физической) ученики получают на уроках естествознания. На одном из первых уроков истории повторяем то, что известно детям:
- как ориентирована карта (север, юг, запад, восток);
- как показывать на карте некоторые объекты: реки, города, границы государства;
- как правильно стоять у карты;
- знакомим с условными обозначениями, которые наиболее часто встречаются (легенда карты);
- объясняем, чем карта историческая отличается от карты физической;
Методические приёмы работы с исторической картой на уроке
1. Показ учителем в ходе изложения материала исторического объекта. Называя объект, локализуемый на карте, учитель словами «показываю на карте» привлекает внимание учеников. Словесно он определяет место изучаемого объекта «близ озера…», «ниже по течению…», «на северо-западе…». Дети в это время находят объект в атласе или на карте в учебнике.
2. Одновременное применение карты и учебной картины по естествознанию. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, формируя представления о реальной местности и пространстве.
Например, тема «Завоевания монголов» на карте показываем территорию расселения монголо-татарских племён, а использование учебной картины «Сухие степи» помогает сформировать правильное представление о местности, где жили эти племена и сделать вывод о их занятиях.
Интересен приём использования аппликации на карте: стрелки, фигурки воинов показывают движение войск.
Ученики могут выполнять задания в контурных картах или в рабочих тетрадях.
Использование схем сражений помогает учителю (ученику) воссоздавать ход битвы, показать расположение войск.
© 2022, Толмачева Ксения Витальевна 468