СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ненасильственного отношения к людям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ненасильственного отношения к людям в целом и сверстникам в частности является одной из важнейших задач. Ненасильственные отношения учащихся к сверстникам, взрослым, детям младшего школьного возраста строятся на умении взаимодействовать с другими людьми. На основе общечеловеческих ценностей с учетом конкретной ситуации и индивидуальности каждого из участников взаимодействия. Без использования открытых и скрытых форм принуждения и проявляются в способности к сотрудничеству, сопереживанию, содействию, взаимопониманию, ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций.

Ценностные моральные позиции, которые выявляются в коллективном сотрудничестве,- справедливость, уважение к другим, терпимость, благородство, прощение. Это важные черты человеческого поведения. Уважение к другим воплощается в тех, кто тепло приветствует других, кто не прерывает их речь, кто не принуждает других делать что – либо вопреки своей воле. Терпимость проявляется в тех, кто забыл чужую вину, кто не требует чрезмерных усилий от слабых.

Ненасилие призывает нас понять, что наиболее важным является то, что мы разделяем со всеми людьми,- способность к добру и моральному совершенствованию, а менее всего важны различия по полу, расе, классу, религии, национальности.

Сформировать терпимое, уважительное, ненасильственное отношение к людям достаточно трудно. Многие трудности взаимодействия порождаются тем, что люди, вступая в конфликт друг с другом, преследуют свои цели, реализуют собственные позиции и установки, игнорируя цели и позиции других.

В силу этого взаимодействие сопровождается такими далеко не всегда позитивными характеристиками, как стремление доминировать, принуждать другого человека подчиниться, принять только свою точку зрения как единственно правильную, что нередко сопровождается конфликтными ситуациями, оскорблениями, неспособностью вести диалог. Формирование ненасильственного отношения к людям предполагает обучение сотрудничеству, преодолению агрессивных форм поведения, выработке умения ненасильственными способами разрешать конфликтные ситуации. Поэтому важно сформировать позитивную установку на восприятие другого человека и себя самого.

Все виды взаимодействия людей могут быть сгруппированы в три основных типа: доминирование, паритет или равенство позиций,- из которых, равенство позиций наиболее благоприятно для развития сотрудничества и взаимопонимания.

Как доминирование, так и подчинение могут быть положительными и отрицательными, сильными и слабыми. Положительное доминирование - помогать, хвалить, руководить, наставлять. Отрицательное доминирование - нападать, ругать, заставлять, приказывать. Положительное подчинение - слушаться, соглашаться, доверяться, воодушевляться. Отрицательное подчинение - уступать, подчиняться, терпеть, переживать.

С точки зрения ненасилия целесообразно научиться занимать позицию и положительного доминирования, и положительного подчинения. И все же основное внимание необходимо уделять развитию способности к паритетному взаимодействию, к сотрудничеству, способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, позиции, установки. Всему этому можно научиться, овладевая искусством общения, развивая навыки ведения диалога.

13.11.2015 15:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП