Обращение к идее гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе представляется сегодня актуальным. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию раннее существовавших убеждений и взглядов.
Прошло время и оказалось, что данную проблему не решить без формирования гражданского самосознания подрастающего поколения. От этого зависит успешное развитие нашей страны, как свободной и суверенной участницы мирового сообщества.
Все эти процессы легли в основу модернизации российского образования и воспитания подрастающего поколения.
Как одно из базовых направлений в области образования рассматривается усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к родине, к семье, окружающей природе.
Цель работы: показать, что пособия Я. В. Соколова в рамках воспитательной программы «Я – гражданин России» способствуют развитию гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в общеобразовательных школах.
Считаю, что содержание программы направлено на решение глобальных вопросов в воспитательном процессе.
Таковыми являются следующие задачи:
- формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков, воспитание личности гражданина патриота;
- создание условий для сформированности у обучающихся гражданских компетентностей личности ученика, гражданского самосознания молодёжи.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Существенную лепту в просветительскую работу гражданского воспитания привносит Научно-внедренческий центр «Гражданин» и его руководитель Я. В. Соколов.
Самарский центр гражданского образования стал лидером по распространению в России проекта «Гражданин». Энтузиазм его сотрудников, заинтересованность в важности этого дела сумели сделать проект известным и востребованным среди сотен тысяч детей и их учителей.
В нашей школе также апробируется площадка гражданского образования. Я и ряд учителей прослушали курс «Содержательные и методические аспекты новой воспитательной программы Я – гражданин России», изучили пособия Я. В. Соколова в рамках этой программы. Полученные знания и навыки помогли мне выстроить в учебной и внеурочной деятельности системный подход по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Каковы же особенности материалов пособия Я. В. Соколова «Гражданин России»?
Во-первых, данные пособия относятся к новому поколению книг, характеризуясь информативной насыщенностью и одновременно доступным ясным стилем изложения материала. Воспитаннику не навязывается какая-то точка зрения на проблему.
Во-вторых, содержание книг носит практико-ориентированный характер. Разъяснение важных проблем пособия построено таким образом, чтобы дать школьнику возможность не просто разобраться в этом мире, но и проявить себя в роли социально-активной личности.
В-третьих, в пособиях реализован принцип межпредметного взаимодействия. При этом особый акцент сделан на творческих заданиях.
Книга аккумулировала увлекательные сведения из жизни людей разных стран мира, обобщив российский и международный опыт.
Использование материалов пособий Я.В.Соколова по воспитательной программе «Я – гражданин России», позволяет классному руководителю формировать гражданско-патриотические компетентности личности ученика. В результате проделанной работы обучающиеся постепенно начинают приобретать следующие умения и навыки:
- самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать её;
- применять на практике знания по защите прав человека, находить пути разрешения конфликтов;
- ориентироваться в современной политической жизни страны;
- определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире;
- действовать в коллективе, находить общее решение;
- строить своё поведение на основе внимания и уважения к окружающим людям;
- любить жизнь, заботиться о своём здоровье;
- быть достойным гражданином, способным встать на защиту интересов страны.
Результативность опыта.
Первый опыт освоения пособий Я. В. Соколова «Я – гражданин России» в моей педагогической деятельности показывает, что данные материалы по гражданско-патриотическому образованию помогают вести целенаправленную работу по воспитанию духовной личности ученика, способного в дальнейшем быть достойным гражданином своей страны. Формирует систему ценностей и установок поведения подростка, о чём свидетельствует уровень воспитанности класса и отношения учащихся к своим обязанностям. Заставляет школьников задуматься о ненасильственных способах выхода из конфликтных ситуаций. Гражданское воспитание подростков и молодёжи даёт возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечения к общественно-полезной деятельности. Также активизирует творческую деятельность воспитанников. Ребята принимают участия в творческих конкурсах, социальных проектах, в правовой декаде, в уроках мужества.