СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Глагол. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Глагол. По­ня­тие о вре­мен­ных фор­мах гла­го­ла. Из­ме­не­ние гла­го­лов по вре­ме­нам».

В речи нам часто при­хо­дит­ся задавать друг другу во­про­сы: «Что ты де­ла­ешь в на­сто­я­щий мо­мент? Что ты де­ла­ла вчера? Что бу­дешь де­лать зав­тра? Или что сде­ла­ешь?»

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны познакомиться со значениями времён.

На этой картинке изображены дети во время их разговора по телефону.

Когда мы го­во­рим о дей­стви­ях, про­ис­хо­дя­щих во время раз­го­во­ра (в мо­мент речи), то ста­вим гла­го­лы в на­сто­я­щее время. Что де­ла­ет? Слу­ша­ет, го­во­рит.

Когда го­во­рим о дей­стви­ях, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли до на­ча­ла раз­го­во­ра (до мо­мен­та речи), мы поль­зу­ем­ся гла­го­ла­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни. Что делал? Слу­шал, го­во­рил.

А когда го­во­рит­ся о дей­стви­ях, ко­то­рые ещё толь­ко про­изой­дут после раз­го­во­ра (после мо­мен­та речи), гла­го­лы ста­вят в бу­ду­щее время. Что будет де­лать? Будет слу­шать, будет го­во­рить. Что сде­ла­ет? По­слу­ша­ет, по­го­во­рит.

Теперь мы объ­яс­ним на­зва­ния вре­мён.

Форма на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие про­ис­хо­дит сей­час, в на­сто­я­щий мо­мент, форма про­шед­ше­го вре­ме­ни - на то, что дей­ствие про­ис­хо­ди­ло в про­шлом, форма бу­ду­ще­го - на то, что дей­ствие ещё толь­ко будет про­ис­хо­дить в бу­ду­щем.

Из­ме­ним гла­го­лы по вре­ме­нам.

со­ло­вей

что де­ла­ет сей­час? поёт

что делал рань­ше? пел

что будет де­лать? будет петь

ху­дож­ник

что де­ла­ет сей­час? ри­су­ет

что делал рань­ше? ри­со­вал

что будет де­лать? будет ри­со­вать

дети

что де­ла­ют сей­час? чи­та­ют

что де­ла­ли рань­ше? чи­та­ли

что будут де­лать? будут чи­тать

Для того чтобы укрепить, ищем глаголы в стихотворениях. Например:

Ап­рель.

Долго шла весна тай­ком

От вет­ров и стужи,

А се­год­ня - пря­ми­ком

Шлё­па­ет по лужам.

Гонит талые снега

С го­мо­ном и зво­ном,

Будет вы­сти­лать луга

Бар­ха­том зе­лё­ным. (Л.Аким)

Дей­ствие про­ис­хо­ди­ло до мо­мен­та речи: (что де­ла­ла?) шла (прош.вр.)

Дей­ствие про­ис­хо­дит в мо­мент речи: (что де­ла­ет?) шлё­па­ет, гонит (наст.вр.)

Дей­ствие будет про­ис­хо­дить после мо­мен­та речи: (будет что де­лать?) будет вы­сти­лать (будущ.вр.)

Находим глаголы в тексте и определяем время глагола.

Дожд­ли­вый лет­ний день. В лесу земля жадно впи­ты­ва­ет влагу. Де­ре­вья по­кры­лись дож­де­вы­ми кап­ля­ми. Они сып­лют­ся на землю при каж­дом дви­же­нии. После та­ко­го дождя скоро вы­гля­нет солн­це. Лес будет ярко зе­ле­неть и будет го­реть ал­маз­ны­ми ис­кра­ми. (По Д. Ма­ми­ну-Си­би­ря­ку)

Впи­ты­ва­ет – что де­ла­ет?, на­сто­я­щее время,

по­кры­лись – что сде­ла­ли?, есть суф­фикс –Л, при­ме­та гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни,

сып­лют­ся – что де­ла­ют?, на­сто­я­щее время,

вы­гля­нет – что сде­ла­ет?, бу­ду­щее время,

будет зе­ле­неть – что будет де­лать?, бу­ду­щее время,

будет го­реть – что будет де­лать?, бу­ду­щее время.

Знакомимся с двум формами будущего времени

Первую форму на­зы­ва­ют слож­ной, так как она со­сто­ит из двух слов: буду (будем…) и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла.

И в во­про­се тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет де­лать? – будет зе­ле­неть, будет го­реть.

Вто­рую форму на­зы­ва­ют про­стой, так как она со­сто­ит из од­но­го слова: что сде­лаю? (сде­ла­ем?.) – что сде­ла­ет? вы­гля­нет.

Будем, ре­бя­та, бе­речь доб­ро­ту.

Будем, ре­бя­та, бе­речь кра­со­ту.

Будем дер­зать, будем тво­рить,

Будем друж­бой своей до­ро­жить. (В. Вик­то­ров)

Будем бе­речь, будем дер­зать (т.е. смело стре­мить­ся к че­му-ни­будь но­во­му), будем тво­рить, будем до­ро­жить – слож­ная форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни.

Ищем глаголы будущего времени.

Ёж осе­нью ло­жит­ся спать. Най­дёт ко­лю­чий кучку опав­ших ли­стьев, при­не­сёт травы, ве­то­чек. За­ле­зет внутрь и будет тамёр­зать. Потом свер­нёт­ся в ко­лю­чий клу­бок и будет спать. (По А. Лав­ро­вой)

ло­жит­ся - что де­ла­ет?, наст.в.,

спать – что де­лать?, неопр.ф.,

най­дёт – что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

при­не­сёт - что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

за­ле­зет - что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

будет ёр­зать – будет что де­лать?, слож­ная форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из двух слов: будет и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла ёр­зать,

свер­нёт­ся - что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

будет спать - будет что де­лать?, слож­ная форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из двух слов: будет и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла спать.

Какая орфограмма в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­про­сы (ты) что де­ла­ешь? (ты) что сде­ла­ешь?

Де­ре­вья.

Вхо­дишь в лес и гла­дишь ла­до­нью де­ре­вья, будто ста­рых дру­зей хло­па­ешь по спине. Ли­стья ло­по­чут зе­лё­ны­ми языч­ка­ми.При­сло­нишь плечо к ство­лу. Ствол глад­кий, скольз­кий. Это мо­ло­дая бе­рёз­ка. А то – всё в пу­пы­рыш­ках. Это осина. Или всё в мор­щи­нах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь жи­вёшь с де­ре­вья­ми пле­чом к плечу. И хо­чешь стис­нуть ла­до­ня­ми их ру­ки-вет­ви и креп­ко по­жать. (По Н. Слад­ко­ву)

Что де­ла­ешь? - вхо­дишь, гла­дишь, хло­па­ешь, жи­вёшь, хо­чешь – на­сто­я­щее время.

Что сде­ла­ешь? - при­сло­нишь – бу­ду­щее время.

В окон­ча­ни­ях гла­го­лов -ешь, -ёшь, -ишь все­гда пи­шет­ся Ь.

Теперь повторим то, что мы сегодня узнали на уроке:

На уроке мы узна­ли, что гла­го­лы из­ме­ня­ют­ся по вре­ме­нам.

Форма на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие про­ис­хо­дит сей­час, в на­сто­я­щий мо­мент (что де­ла­ет? спит),

форма про­шед­ше­го вре­ме­ни - на то, что дей­ствие про­ис­хо­ди­ло в про­шлом (что делал? спал),

форма бу­ду­ще­го - на то, что дей­ствие ещё толь­ко будет про­ис­хо­дить в бу­ду­щем (что будет де­лать? будет спать). Эту форму на­зы­ва­ют слож­ной, так как она со­сто­ит из двух слов: будет и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла. Вто­рую форму бу­ду­ще­го вре­ме­ни на­зы­ва­ют про­стой, так как она со­сто­ит из од­но­го слова: что сде­ла­ет? по­спит.

Категория: Русский язык
23.02.2016 09:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП