СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Индивидуально-дифференцированная работа
на уроках химии и биологии.
преподаватель химии и биологии Г Б ПОУ РХ ЧМТТ Сальманович Л.В.
В условиях реформирования системы образования, целью химического и биологического образования является освоение основ химии и биологии, для обеспечения условий интеллектуального развития и саморазвития личности, воспитания гражданина-патриота, формирования у студента разумного отношения к себе, другим людям, окружающей среде.
Учитывая широкие возможности химии и биологии в области образования, воспитания и развития студентов, есть все основания считать, что изучение этих предметов в техникуме, ориентированное на перспективу развития общества через конкретного человека, должно обеспечить свободное развитие личности, способной к самообразованию, повышению интеллекта, улучшению памяти, наблюдательности, опрятности, умению выражать свои мысли, обосновывать суждения, строить логически правильные умозаключения с учетом задатков и способностей ученика.
Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности студента, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии и биологии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем студентам и индивидуальностью каждого.
«Нет на свете ни одного утёса или башни такой высоты, на которую кто-нибудь не мог бы взобраться, если только у него есть ноги.….» - так образно выразил суть индивидуального подхода Ян Амос Коменский.
Проблема индивидуальных различий студентов и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Эффективная организация образовательного процесса в современном образовании невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода. Ведь основная цель техникума – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить учащемуся право выбирать уровень обучения по каждому предмету. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних освоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации педагогу важно учитывать как положительные интересы студентов, так и индивидуальный темп их развития.
Индивидуально - дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса, создающего оптимальные условия для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого студента или отдельных их групп. Основная цель индивидуализации и дифференциации не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом каждым студентом. Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность студента на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого? Как одновременно обучать всех, но по-разному? Прежде всего, следует признать ведущую роль студента в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому студенту надо предоставить возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании.
Дифференциация осуществляется постепенно в процессе урока. В ходе такого урока реализуется одна из важнейших задач обучения - обеспечение индивидуальной зоны развития студента, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, которая соответствует его способностям. Дифференцированный подход позволяет каждому работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения.
В своей работе для реализации индивидуально – дифференцированного подхода я применяю его в нескольких направлениях:
1.При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности студентов.
Как правило, слабых нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте. У доски работают более сильные ученики. Очень часто студенты отвечают письменно.
Студенты с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется студентами с высоким уровнем.
Студенты со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы. Их ответы также отслеживаются сильными студентами.
Студенты с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).
Тема урока «Алканы» (химия)
1 уровень: Рассказать о строении алканов.
2 уровень: Записать уравнения химических свойств алканов.
3 уровень: Рассказать о механизме реакций замещения, привести примеры химических реакций.
2.При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом:
Студенты с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.
Студенты со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.
Студенты с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.
Тема урока «Ткани» (биология)
Изучите материал параграфа и ответьте на вопросы
1 уровень:
1.Что такое ткань?
2.Какие виды тканей встречаются у человека?
3.Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей.
2 уровень: 1-3 +
4. Укажите особенности строения каждого вида ткани.
3 уровень: 1-4 +
5. Перечислите функции каждого вида тканей.
Тема урока «Общая характеристика неметаллов» (химия)
Изучите материал параграф, выполните упражнения в рабочей тетради:
3.Закрепление изученного материала рассчитано на то, что:
Студенты с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.
Студенты со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации.
Студенты с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.
Тема урока «Алкены» (химия)
1 уровень: Запишите структурную формулу бутена-1 и одного его гомолога.
2 уровень: Определите класс, к которому принадлежит пентен-1, запишите его формулу, а также формулы одного гомолога и изомера.
3 уровень: Среди перечисленных веществ: бутан, ацетилен, бутен-2, пропен, циклопропан выберите вещества принадлежащие к классу «Алкены» и запишите их формулы, а также формулы одного изомера и гомолога для каждого вещества.
Самое простое задание – репродуктивного характера.
Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации.
Наиболее сложные – творческие задания.
Также при подготовке домашнего задания Студенты могут использовать дополнительный материал, справочные данные, которые часто находят в Интернете. При объяснении домашнего задания могут демонстрировать эти фрагменты для всей группы.
5.При выполнении практических работ учитываю умения студентов описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать наиболее рациональные способы выполнения работы.
При проведении практических работ индивидуально – дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:
Студенты, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.
Студенты, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.
6.Проверочные, контрольные работы на основе индивидуально – дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации:
Содержание заданий одинаково для всей группы, но для сильных студентов предлагаются задания большего объёма или более сложные;
Задание общее для всей группы, а для слабоуспевающих даю вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ, разрешаю пользоваться тетрадями);
Использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых студентов;
Предоставляю самостоятельный выбор студентам одного из нескольких предложенных вариантов заданий.
Индивидуальная работа с учащимися – получение дополнительных заданий.
1 уровень: подготовка сообщения на определенную тему.
2-3 уровень: подготовка реферата, подготовка презентации
Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес у студентов к предмету, вовлекать их в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания, а мне - творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Студенты, начиная с самого начала получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями, что позволяет им активнее вовлекаться в учебный процесс. Практика применения дифференцированных заданий показывает, что систематичность и преемственность применения дают положительные результаты.
© 2016, Сальманович Людмила Викторовна 1590