СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. - М.: “Academia”, 2000. - С. 67).
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов.
6. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).
Типы проектов.
По предметно-содержательной области выделяются монопроекты и межпредметные.
Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над таким проектом имеет продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
Литературно-творческие проекты - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира ... объединяются, чтобы написать какой-то рассказ, сказку, повесть, статью в газету и т.д.
Языковые проекты касаются проблемы изучения русского и иностранного языков.
Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо набольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, “Единое речевое пространство”, “Культура общения”, “Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX -XX веков и пр.)
По характеру контактов проекты бывают
внутренние или региональные (в пределах одной страны);
международные.
По количеству участников проектов выделяются
личностные,
парные,
групповые.
По продолжительности выполнения проекты бывают
краткосрочными, которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Общие подходы к структурированию проекта
1. Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим обсуждением.
3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможным методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Параметры внешней оценки проекта:
К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:
Возьмём, к примеру, фрагмент подготовки проекта по литературе в 9 классе «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя»:
Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века. В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.
Цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:
Задачи:
Основополагающий вопрос:
«Живая» у Чичикова душа или «мертвая»?
В соответствии с проблемным вопросом могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.
Одна из тем ученических исследований следующая:
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
Этапы проведения проекта:
Каждая группа учащихся имеет свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы есть свои задания.
Группа, работающая над образом Чичикова, должна выполнить следующие задания:
Учитель готовит дидактические материалы в поддержку исследовательской деятельности.
Результатом работы каждой группы должны стать презентации и буклет, оформленные с помощью компьютера. Следовательно, каждый из членов рабочей группы будет выполнять индивидуальное задание в рамках общей учебной задачи. А завершением работы всех групп должен стать ответ на основополагающий вопрос проекта.
Выводы, к которым должны прийти учащиеся, выполняющие данный проект, можно сформулировать следующим образом:
Правила оформления презентации:
Слайд |
Содержание слайда |
Слайд 1 |
Проблема самостоятельного исследования. Авторы. |
Слайд 2 |
Цели и задачи исследования. |
Слайд 3 |
Гипотеза исследования. |
Слайд 4 |
Ход исследования. |
Слайд 5 (или более) |
Результаты исследования.
|
Слайд 6 |
Выводы. |
Слайд 7 |
Список использованных источников. |
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.
Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
Так в 9-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству Н.В. Гоголя проводила семинар по теме «Мертвые души" - поэма о величии России». Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока ребятам была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Гоголе. В дальнейшем ученики работали по группам: ребята подготовили проект, где каждая группа учащихся имела свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы были свои задания. В защите проекта учащиеся дали полный ответ на его основополагающий вопрос. Выводы, к которым пришли учащиеся, выполнившие данный проект, сформулировали следующим образом:
Рассказывая о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», ребята, на мой взгляд, полно и целенаправленно раскрыли тему. Строго отобранный материал, правильно использовали текст поэмы, ее наиболее существенные факты; удачно вводились цитаты. В работе учащихся прослеживались четкие, логические связи. Композиция проекта свидетельствовала о наличии внутреннего мышления и последовательности в изложении мыслей. Ответы звучали четко, хорошим литературным языком. Импонирует то, что ребятам понятны и дороги боль и забота писателя о судьбе Отечества, о его будущем, о судьбе юношества.
© 2014, Короткова Ольга Николаевна 1391