СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование новейших технологий при обучении русскому языку и литературе (продолжение 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате  самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. - М.: “Academia”, 2000. - С. 67).

Основные требования к использованию метода проектов:

1.   Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

2.   Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3.   Самостоятельная деятельность учащихся.

4.   Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.   Использование исследовательских методов.

6.   Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

Типы проектов.

По предметно-содержательной области выделяются монопроекты и межпредметные.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над таким проектом  имеет продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Литературно-творческие проекты - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира ... объединяются, чтобы написать какой-то рассказ,  сказку, повесть, статью в газету и т.д.

Языковые проекты касаются проблемы изучения русского и иностранного языков.

Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо набольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например,  “Единое речевое пространство”, “Культура общения”, “Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX -XX веков и пр.)

 По характеру контактов проекты бывают

внутренние или региональные (в пределах одной страны);

международные.

По количеству участников проектов выделяются

личностные,

парные,

групповые.

По продолжительности выполнения проекты бывают

краткосрочными,  которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

 

Общие подходы к структурированию проекта

 

1. Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.   Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим обсуждением.

3.   Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможным методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.   Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5.   Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

6.   Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

7.   Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:

  • определить цель исследовательской, практической или творческой деятельности;
  • обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
  • выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
  • сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
  • опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);
  • осуществить практическое выполнение плана проекта;
  • подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Возьмём, к примеру, фрагмент подготовки проекта по литературе в 9 классе «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя»:

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века. В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  • развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  • формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  • воспитание интереса к родной культуре.

Задачи:

  • активизация познавательного интереса учащихся;
  • формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  • формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  • формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  • формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  • формировать умение классифицировать литературные явления.

Основополагающий вопрос:

«Живая» у Чичикова душа или «мертвая»?

В соответствии с проблемным вопросом могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Одна из тем ученических исследований следующая:

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)

 

Этапы проведения проекта:

  • Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся
  • Формирование рабочих групп для проведения исследования
  • Выдвижение гипотез для решения проблем и определение формы представления результатов
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопроса защиты авторских прав
  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе
  • Самостоятельная работа групп по выполнению задания учебного проекта
  • Подготовка учащимися материалов для отчета о проделанной работе
  • Защита полученных результатов и выводов, обсуждение и оценка проекта

Каждая группа учащихся имеет свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы есть свои задания.

Группа, работающая над образом Чичикова, должна выполнить следующие задания:

  • Дайте характеристику образу Чичикова по плану:
  1. Портрет.
  2. Художественные детали.
  3. Одежда.
  4. Манеры, речь.
  5. Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба.
  6. Характеристика другими персонажами и авторская характеристика.
  7. «Говорящая» фамилия.
  • Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников?
  • Ответьте на вопросы:
  1. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  2. Какими грехами отягчена душа героя?
  3. Возможно ли очищение Чичикова от грехов?
  • Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Учитель готовит дидактические материалы в поддержку исследовательской деятельности.

Результатом работы каждой группы должны стать презентации и буклет, оформленные с помощью компьютера. Следовательно, каждый из членов рабочей группы будет выполнять индивидуальное задание в рамках общей учебной задачи. А завершением работы всех групп должен стать ответ на основополагающий вопрос проекта.

Выводы, к которым должны прийти учащиеся, выполняющие данный проект, можно сформулировать следующим образом:

  • Образ Чичикова неразрывно связан с образом дороги, путешествий во времени, это дорога-спасение, следовательно, есть надежда на спасение, недаром Н.В.Гоголь задумывал провести своего героя через все три тома «Мертвых душ».

Правила оформления презентации:

Слайд

Содержание слайда

Слайд 1

Проблема самостоятельного исследования. Авторы.

Слайд 2

Цели и задачи исследования.

Слайд 3

Гипотеза исследования.

Слайд 4

Ход исследования.

Слайд 5 (или более)

Результаты исследования.

 

Слайд 6

Выводы.

Слайд 7

Список использованных источников.

 

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует множество видов нестандартных уроков. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

  • ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);
  • осмысление и выбор микротем;
  • создание творческих групп;
  • подбор материала к семинару;
  • консультации учителя (за неделю до проведения семинара);
  • систематизация и обобщение материала;
  • выступление творческих групп на семинаре;
  • конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;
  • выполнение практического задания;
  • обсуждение выступлений творческих групп;
  • подведение итогов;
  • оценивание работы;
  • объяснение домашнего задания.

Так в 9-ом классе в качестве заключительного урока по творчеству Н.В. Гоголя проводила семинар по теме «Мертвые души" - поэма о величии России».  Вследствие того, что урок был итоговым, заключительным по теме, в начале урока ребятам была предоставлена возможность поделиться впечатлениями о творчестве, рассказать о «своем» Гоголе. В дальнейшем ученики работали по группам: ребята подготовили проект, где каждая группа учащихся имела свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы были свои задания. В защите проекта учащиеся дали полный ответ на  его основополагающий вопрос. Выводы, к которым  пришли учащиеся, выполнившие данный проект,  сформулировали следующим образом:

  1. Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире, и нет реальности внутри этих кругов-миров. Пейзаж усадьбы Манилова вполне соответствует первому кругу ада – Лимбу, дом Коробочки – второй круг, трактир, к котором встречаются Ноздрев и Чичиков, а так же посещение Чичиковым Собакевича вполне укладывается в описание третьего круга дантовского ада, история, рассказанная Чичикову Ноздревым и посещение Плюшкина – четвертый круг. Прямые и косвенные параллели, образы и символы пронизывают весь текст «Мертвых душ» и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Н.В.Гоголь проводит своего героя по 4 кругам ада Данте, где томятся невоздержанные (чревоугодники, скупцы и расточители). Герои статичны, а значит, мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.
  2. Образ Чичикова неразрывно связан с образом дороги, путешествий во времени, это дорога-спасение, следовательно, есть надежда на спасение, недаром Н.В.Гоголь задумывал провести своего героя через все три тома «Мертвых душ».
  3. Н.В.Гоголь на протяжении всей поэмы ведет разговор с читателем о судьбе России, он говорит о безумном, забывшем о душе мире для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть единственная причина распада души. Только с понимания этой причины начинается возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовность, возрождение души. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.
  4. Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно этой дорогой он задумывал провести своего героя: первый том – ад, второй – чистилище, третий – рай.

Рассказывая о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», ребята, на мой взгляд, полно и целенаправленно раскрыли тему. Строго отобранный материал, правильно использовали текст поэмы, ее наиболее существенные факты; удачно вводились цитаты. В работе учащихся прослеживались четкие, логические связи. Композиция проекта свидетельствовала о наличии внутреннего мышления и последовательности в изложении мыслей. Ответы звучали четко, хорошим литературным языком. Импонирует то, что ребятам понятны и дороги боль и забота писателя о судьбе Отечества, о его будущем, о судьбе юношества.

Категория: Литература
31.12.2014 01:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!