© 2016 596
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В двух экспозиционных залах Орловского музея изобразительных искусств представлен выставочный проект «Золото филателии».
От литографии – к миниатюре
«Золото филателии» – это седьмой проект компании «Артгит», занимающейся организацией художественных выставок в российских регионах. Графика Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Гюстава Доре и шедевры английской гравюры XVIII века демонстрируются широкой публике.
В конце зимы – начале весны 2014 года в Орловском музее изобразительных искусств в рамках проекта «Имена, которые покорили мир» гостил графический цикл «Suite 347» Пабло Пикассо, а в декабре того же года была привезена выставка «Священное послание Сальвадора Дали».
На этот раз перед нами – почтовые марки. С одной стороны, имеющие чисто утилитарное значение. С другой – предметы искусства сами по себе, продолжающие графическую технику, но только в миниатюре. Пока марки не стали изготавливать типографским способом, они выполнялись гравированием на меди или стали и в технике литографии. (Литография – это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.)
Чего в марках больше – художественности или истории, решит сам зритель. Выставка адресована как коллекционерам и заядлым филателистам, так и всем, кого интересует, какими почтовыми знаками оформляли письма во всем мире ещё 150 лет назад.
Самый ценный экспонат
Строго говоря, некоторые реликвии впору не показывать в музеях, а хранить в безопасных банковских сейфах, потому как стоимость небольшого кусочка бумаги оценивается в миллионы долларов на аукционах. Всего один день в Орле выставлялся самый дорогой экспонат выставки «Золото филателии» – марка под названием «Тифлисская уника». «Тифлисскую унику» в России показывают в третий раз: прежде, в 1997 году, её видела Москва, осенью – Воронеж, продемонстрировали её и в Орле.
Воронежу повезло больше: на месяц удалось оформить страховку на уникальный дорогостоящий объект. В Орле так сделать не получилось. Поэтому «Тифлисскую унику» только 22 января, в день открытия выставки, под присмотром хозяина экспозиции, генерального продюсера «Артгит» Виктора Гитина, вблизи, под стеклом и без стекла, разглядывала культурная общественность, филателисты и представители СМИ.
Сегодня в мире всего пять экземпляров этой уникальной почтовой марки: один хранится в сейфовой комнате Берлинского национального почтового музея, второй – в Национальном почтовом музее США – Смитсоновском институте в Вашингтоне, три оставшиеся экземпляра – в частных коллекциях. В Российской и Грузинской национальных коллекциях этих марок не представлено. Стоимость марки оценивается, по данным разных аукционных домов, в несколько миллионов долларов.
Это была первая почтовая марка России и Грузии, исторический отпечаток почтовой связи двух стран. Её выпустили в 1857 году в Грузии, входившей в состав Российской империи, и она имела хождение только в Тифлисе (Тбилиси) и Коджори. Случилось это событие на шесть месяцев раньше выпуска первой официальной почтовой марки Российской империи в Санкт-Петербурге. Через полгода появились общероссийские марки, и тифлисская вышла из обращения.
Чуть более ста лет назад сразу три экземпляра марки приобрёл ювелир и филателист Агафон Фаберже. 18 лет назад Виктор Гитин купил две «Тифлисские уники» у известного филателиста Збигнева Микульского в Швейцарии, одна из них и была представлена у нас в городе.
«Тифли?сская уни?ка», или «Тифли?сская ма?рка»
Изделия в золоте и серебре
Подлинные экземпляры первых марок мира (а их в экспозиции порядка 54-х) дополнены их золотыми и серебряными репликами. Реплики изготовлены за рубежом в ознаменование исключительной филателистической ценности этих почтовых миниатюр и подчёркивают особую историческую, художественную и коллекционную значимость каждого представленного экспоната.
Золотые копии первых марок планеты выставлены в нескольких художественных вариантах. Это реплики известного в мире Монетного двора Франклин Минт (Пенсильвания, США). В 1979 году данная международная компания выпустила ограниченным тиражом специальную коллекцию из 73 золотых копий первых марок мира. Серия была создана по особой запатентованной технологии под эгидой Международного общества почтмейстеров.
Другой серией иллюстраций первых марок мира является Золотая коллекция марок Королевства Лесото – экземпляр № 1965. Номерная, также ограниченная по тиражу серия была выпущена по распоряжению Его Величества короля Лесото в ознаменование пятнадцатого года независимости страны и в честь мемориального столетия сэра Роуленда Хилла, родоначальника современной почтовой марки, в 1981 году.
Третья серия реплик также ограниченным тиражом издана в Германии в 1990 году известной европейской фирмой Мишеля Годе. Каждый экспонат имеет свой сертификат подлинности и является художественной миниатюрой в золотой фольге.
Бременский ключ и солнце Монтевидео
На выставке можно увидеть знаменитые филателистические редкости – первые марки разных стран: Бразилии – «Бычий глаз» (1843), Бельгии – «Эполеты» (1849), Королевства Саксонии – «Саксонская тройка» (1850), США – «пятицентовик Б. Франклин» (1847), Франции – «Церера («Серее») 20 сантимов», Королевства Пруссии (Германия) – «Прусский зильбергрош» (1850), Канады – «Трёхпенсовый бобёр» (1851) и многие другие. Демонстрируется и первая марка мира, выпущенная в Великобритании в 1840 году, – «Чёрный пенни». Особая ценность в том, что она представлена на конверте с гашением, что доказывает её подлинность.
«Чёрный пе?нни» (англ. Penny Black)
В экспозиции есть немецкий трехгроте – марку в 1855–1867 годах выпускал имперский вольный город Бремен. Центральное изображение – серебряный бременский ключ, атрибут апостола Петра, покровителя Бременского кафедрального собора. Одновременно это ещё и герб ганзейского города – впервые как гербовый символ ключ использовался в Бремене с 1366 года.
На выставке вы узнаете, что первыми почтовыми знаками Уругвая были курьерские марки 1856 года номиналом 60, 80 сентаво и один реал. На марке содержалась надпись о способе доставки письма – дилижансом. В центральной части марок изображалось солнце в представлении народов майя.
Принцессы и труженицы
Филателисты образно делят марки на принцесс и простых тружениц. Первые бережно хранят в самых известных мировых коллекциях. У каждой из них необычная история появления и судьба. А труженицы обслуживают корреспонденцию, им суждено быть наклеенными на конверты и бандероли, чтобы разносить известия и документы по городам и странам.
Кстати, на выставке в Орле присутствующим напомнили, что почтовые марки ввели вынужденно, для разрешения проблем с оплатой писем. Чтобы получить письмо, требовалось оплатить его доставку. В ход шли изобретательные семиотические приёмы. Опытные отправители писем делали на конверте пометки, заранее договариваясь с получателем. Получатели, различая знаки на конверте, уже знали содержание письма, поэтому у них не было необходимости его читать, стало быть, почтальон должен был засвидетельствовать отказ от письма. Нет факта доставки – нет и оплаты. Поэтому было решено наклеивать на конверты почтовые марки.
Кстати, филателисты более ценят гашеные экземпляры. Ведь если марка наклеена на конверт и там есть другие почтовые отметки, это дополнительная гарантия подлинности экземпляра. На ценность и стоимость, кроме тиража, влияют также типографские ошибки.
Первые почтовые марки выходили без перфорированных краёв, потому что специального оборудования тогда не существовало. И все эти любопытные факты вы сможете прочесть, прогуливаясь по выставке «Золото филателии». Желательно с лупой, чтобы рассмотреть все детали миниатюрных экспонатов.
© 2016 596