© 2023 138
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время перед дошкольным учреждением стоит цель создания условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольника. Педагогу необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду начинается с раннего возраста и преподносится в щадящем режиме, решая образовательные задачи в процессе разнообразной деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность требует внимания. Ушинский писал, что внимание - это «ворота», в которые входят все впечатления от окружающего мира. Привлечь внимание ребенка это одна из важнейших задач педагогического процесса. Обучая детей, основываясь на пояснения и показ, достигаешь наиболее высокую организованность внимания детей, более высокий уровень, конечно, в рамках регламента образовательной деятельности, которая рекомендована для детского сада. При организации внимания детей всегда надо учитывать умственные задачи, преподносимые при пояснении и показе. В это время закладывается начало произвольного внимания, на которое дети способны начиная с дошкольного возраста. Здесь хорошо видна связь деятельности детского внимания и воспитателя.
Для детей старшего дошкольного возраста достаточно 2-3 минуты для включения в образовательный процесс, а дальше они будут внимательны. При пояснении и показе воспитатель дает установку на то, чтобы в дальнейшем проводить занятие и быть ведущим мотивом поведения детей, внимательного отношения. Дети среднего дошкольного возраста, как правило, во время непосредственно образовательной деятельности значительно заметно проявляют какие-то движения непроизвольного характера, делая их как бы не осознают. Они отвечают, рассказывают и в тоже время постоянно двигают руками, производя беспорядочные движения, затем во время занятия они успокаиваются и движения исчезают. Двигательная активность становится упорядоченной, непосредственно связанной с их умственной работой, здесь также надо учитывать индивидуальные отклонения детей, которые требуют повышенного внимания.
Следует отметить, что начиная с 15-17 минут непосредственно образовательной деятельности у детей (особенно в средней группе) внимание падает, появляется легкий шум, говорящий, что дети отвлеклись от образовательной деятельности, затем наблюдается вновь сосредоточенность без побуждения воспитателя. Образовательная деятельность всегда заканчивается спокойным поведением детей без хаотичного вскакивания, показывающего, что внимание уже исчерпано. Наоборот, дети с особым интересом заканчивают процесс обучения и переходят к игре и отдыху. Основываясь на практике, можно сделать вывод: что внимание детей напрямую зависит от состояния их умственной деятельности. При использовании пояснения и показа дети получают умственные задачи и пути решения. За счет этого организуется и удерживается внимание детей, направляя его в нужном направлении. Внимание детей не отвлекается от образовательной деятельности, никакие посторонние воздействия не нарушают его ход.
Во время ведения непосредственно образовательной деятельности по заданиям мы знаем, ка легко нарушить организованное детское внимание даже незначительным изменением во внешней обстановке, как нелегко бывает привлечь внимание вновь. В старшем дошкольном возрасте мы видим различную степень организованности детей. Здесь также наблюдается зависимость состояния внимания и образа образовательной деятельности детей. Надо учитывать, что возраст сам по себе не является показателем состояния внимания детей. Если на занятии отсутствует процесс обучения, при условии, что воспитательный процесс направлен на «свободный» замысел детей, результат их произвольного внимания повышается.
В старшем дошкольном возрасте такой подход воспитательного воздействия составляет более глубокое (в сравнении с со средним дошкольным возрастом) в психике детей так как организация произвольного внимания занимает гораздо больше времени (до месяца) и требует плодотворной работы педагога. В старшем дошкольном возрасте формируется прочная привычка действовать «своим» способом, воплощая задуманное.
Правильно организованное внимание это и есть результат обучения, а не предпосылка, совершенно очевидно, что если у детей не организованное внимание, то они не будут воспринимать объяснения и показ.
Таким образом, формировать внимание у дошкольников нужно в процессе обучения. В результате наблюдений можно сделать вывод, что в процессе воспитания и обучения психические свойства дошкольников меняются под влиянием воспитателя.
© 2023 138