© 2019 946
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект занятия-встречи с матерями, воспитывающими детей с ОВЗ в возрасте 4-7 лет.
Разработала: педагог-психолог высшей квалификационной категории Блинова Марина Николаевна МБДОУ д/с №7 «Аленка» г.Карачев
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень нуждаются в поддержке окружающих, и не только близких и специалистов, но и общества в целом. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Душу охватывает ураган различных чувств: надежда на лучшее, панический страх, ужас, боль, обида и т. д. Все это может привести к тому, что родители будут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем и испытаний, связанных и с развитием малыша, и со сложными семейными взаимоотношениями.
«ЧЕЛОВЕК С ОВЗ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ ЖЕ СЧАСТЛИВЫМ И ТАКИМ ЖЕ НЕСЧАСТНЫМ, КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК»
В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с ОВЗ, был разработан конспект занятия-встречи для матерей воспитывающих детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность данной темы и научно-методическая ценность, прежде всего в том, что она является интегрированной по содержанию и комплексной по видам деятельности. Комплексный подход к организации занятия позволяет наладить взаимодействие с родителями и между ними, проработать основные психологические проблемы детско-родительских отношений.
Цель занятия-встречи - комплексное сопровождение матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста (4-7 лет) с ОВЗ.
Продолжительность занятия-встречи; 1-1,5 часа.
Конспекты занятия-встречи
Занятие 1. «Давайте познакомимся»
Цели: создать благоприятную, безопасную, открытую рабочую обстановку; мотивировать матерей на дальнейшую совместную работу.
Оборудование: клубок ниток, «бочонки-шарики» из киндер-сюрпризов (по количеству участников), стулья (по количеству участников), магнитофон (не обязательно). Раздаточный материал: текст притчи; таблица с содержательной частью встреч.
Ход занятия
I. Вводная часть
Слово педагога-психолога: «Уважаемые родители, добрый день! Сегодня начинает свою работу родительская школа для мам “Родители для родителей”. Вы спросите: “Что это такое?”. Надеюсь, на этот вопрос мы ответим с вами вместе в конце нашей сегодняшней встречи. А сейчас я хочу рассказать вам одну восточную сказку».
Притча «Создай все сам!»
Один мужчина мечтал о лучшей жизни. Ему не нравился тот дом, в котором он живет, та одежда, которую он носит, словом, все, что его окружало. Он задавался вопросом, почему у кого-то есть все, о чем только можно мечтать, а у него нет ничего. «Вот если бы у меня был хороший дом, красивая жена, много денег, тогда я был бы счастлив», - думал мужчина, целыми днями.
И вот однажды, он повстречал Волшебника. «Я слышал твои мысли, - сказал Волшебник. - И я готов помочь тебе. Скажи, чего ты хочешь, и я все исполню».
Мужчина очень обрадовался. Но сначала не поверил своему счастью: «Неужели так бывает? Просто попросить, и все исполнится? Наверное, ты что-то хочешь взамен?».
Но Волшебник ответил, что ему ничего не нужно. «Ты так давно просишь, что я подумал, наверное, ты точно знаешь, что тебе нужно. Просто попроси, и все будет!»
«Отлично! - обрадовался мужчина. - Мне нужен большой красивый дом! Красавица жена, но чтобы умела хорошо готовить. Еще мне нужно, чтобы у меня всегда было много-много денег!»
«Хорошо, - ответил Волшебник. - Ты уснешь, а завтра утром проснешься, и у тебя все это будет».
И, действительно, на следующее утро мужчина проснулся в большом роскошном доме, его встречала улыбчивая красавица, которая была его женой. Завтрак уже был приготовлен. Все было великолепно. В банке был открыт счет на его имя, и сколько бы он ни тратил, счет все время пополнялся. Мужчина был просто в восторге!
Но вот день летел за днем, месяц за месяцем, а в его жизни ничего не менялось. Он стал сам себе задавать вопрос: «Чего еще можно хотеть, ведь у меня и так все есть?». Но между тем он чувствовал, что желанного счастья так и не обрел.
И он снова начал звать Волшебника. «Почему я несчастлив, ведь у меня все есть?», - спросил мужчина Волшебника, когда тот снова пришел к нему. «Я исполнил все, что ты хотел. Так что наслаждайся своим счастьем!», - сказал Волшебник.
«Не могу. В моем огромном доме мне одиноко, красавица жена не радует меня. И деньги, которых я так хотел, не приносят мне удовлетворения. Почему? Ответь мне, Волшебник».
«Ты попросил у меня дом, но не попросил тепла и уюта в нем! Ты попросил у меня жену, но не попросил любви и понимания! Ты попросил у меня денег, но не попросил свободы, силы и радости, которые они могут дать!», - ответил Волшебник.
Мужчина очень обрадовался. «Спасибо! Я все понял, - сказал он. - Я хочу всего этого! Дай мне это!».
«Ну, раз ты все понял, тогда иди и СОЗДАЙ ВСЕ САМ!», - ответил Волшебник и исчез.
И мужчина очнулся в своем прежнем доме, один, без жены и денег. Но зато теперь с ним была уверенность и знание того, что же он хочет на самом деле!
Вывод педагога-психолога: «Мы тоже хотим надеяться, что наши встречи принесут вам уверенность и знание того, что для наших детей, для нас самих очень важны любовь, принятие, тепло, понимание, радость!».
Комментарий для ведущего занятия. Можно привести свой вариант вывода в соответствии с целями и задачами конкретного занятия программы «Родители для родителей».
II. Теоретическая часть
Слово педагога-психолога: «Любая семья с нетерпением ждет появления на свет своего ребенка, который должен утвердить ее в собственных глазах и глазах окружающих в родительской роли, скрепить любовь, стать ее проявлением, ее плодом - безусловно, самым красивым, лучшим в мире! Родители независимо от того, первенец это или нет, уже заранее представляют его судьбу - самую счастливую, самую успешную! Родители думают, мечтают о том, какое имя они ему дадут, как он будет расти, и развиваться им на радость, как пойдет в школу, будет получать хорошие оценки, и семья будет гордиться им. Некоторые родители в своих мечтах представляют, как ребенок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведет в дом внуков, обеспечит им, родителям, спокойную, согретую заботой и любовью старость. Вместе с родителями появления ребенка ждут их близкие родственники и друзья.
И вот ребенок рождается! Такой взлелеянный, ожидаемый с нетерпением и волнением! И вот здесь, кому-то уже сразу в роддоме, кому-то со временем, спустя несколько месяцев, когда проявляются отклонения в развитии, или несчастный случай, или болезнь и т. д. дают серьезное осложнение, врачи объявляют: «Ваш ребенок будет не таким как другие дети.».
Это тяжелые слова. У родителей, особенно матери ребенка, возникают мысли: «Почему именно моему ребенку выпал этот крест? Ребенку, которого мы так ждали, которого уже так любим и желаем только счастья? Наверное, его можно вылечить, наверное, как-то все еще можно изменить?». Вместе с этими мыслями возникают и страх за его будущее и боль от осознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути.
При этом многие из близкого окружения, друзья воспринимают данную ситуацию, ребенка как «несчастный случай», о котором стараются не упоминать в разговорах, и дают совет: «Отдай этого ребенка в интернат, откажись от него» и т. д.
И от всего этого жизнь становится похожей на землетрясение, когда разрушаются все выстроенные мечты и ожидания, когда остаешься один на один со сложной ситуацией, а душу охватывает ураган различных чувств и эмоций, таких как:
Можно ли помочь родителям, матерям детей с ОВЗ в их такой непростой ситуации? Да, можно и нужно! И прежде всего, конечно, через понимание и поддержку друг друга! И наши встречи направлены именно на понимание и поддержку друг друга. На этих встречах вы сможете выразить свои чувства людям, которые оказались в такой же ситуации, которые знают о ней не из книг и рассказов других людей, а сами ее переживали и переживают сейчас. Людям, которые, возможно, станут вашими близкими друзьями, которым вы сможете доверять. Людям, которые могут выслушать и услышать! Выраженные чувства, словно пролившиеся слезы, уносят с собой боль, безысходность, горе и страх. А разделенная с кем-то боль сближает людей, прибавляет сил каждому. И появляются желание жить и способность принять все трудности! Что же будет происходить на наших встречах (информацию ниже можно оформить в виде таблицы и раздать участникам):
III. Практическая часть
Инструкция. Одному из участников предлагается стать водящим. Сначала это может быть педагог-психолог. Он выходит в центр круга. Остальные участники сидят на своих местах. Мест ровно столько, сколько участников. Водящий обращается к сидящим со словами: «Поменяйтесь местами те, кто.» и заканчивает любой фразой, которая может относиться как к внешним (те, кто в брюках; те, кто с длинными волосами), так и внутренним признакам (кто любит общаться, кто любит классическую музыку). Задача тех, кто сидит, - поменяться местами, не договариваясь на словах. Водящий пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то водящим становится тот человек, который остался без места.
Примечание. Это упражнение позволит участникам немного подвигаться, получить заряд бодрости, радости и немного больше узнать друг о друге (интересах, способностях).
Инструкция. Все участники группы сидят в кругу. Педагог-психолог берет клубок ниток. Наматывая себе на палец немного нити, он называет свое имя и рассказывает о том, что он любит, что ему нравится (например, люблю смотреть комедии, гулять в парке, люблю мороженое и т. д.), а все остальные участники группы внимательно слушают. Упражнение заканчивается, когда каждый участник представится и немного расскажет о своих пристрастиях и увлечениях.
Слово педагога-психолога: «Сейчас мы с вами оказались в одном большом круге, все вместе, узнали друг о друге что-то новое, стали ближе. И это дает нам ощущение поддержки, которое так необходимо нам и нашим детям. А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру».
Инструкция. Каждому участнику раздается по одному «бочонку-шарику» от киндер-сюрприза. Участники распределяются по всему пространству. Можно поставить подвижную музыку. Педагог-психолог объясняет правила: «Я включу музыку. Пока она звучит вы в своем темпе - спокойно, быстро, бегом, прыжками и т. д. - передвигаетесь по всему свободному пространству. Как только музыка замолкает - вы останавливаетесь. Смотрите, с кем вы находитесь ближе всего, и образуете с этим человеком пару. Затем вам необходимо будет повзаимодействовать друг с другом, катая «бочонки-шарики» в паре между ладонями. При этом вы можете быть как лидером - задавать движения ладоней, рук, всего тела, так и занимать пассивную позицию. В этот момент очень важно прислушиваться к себе, своим чувствам. Как только снова зазвучит музыка, вы снова начинаете самостоятельно двигаться по всему пространству».
Упражнение повторяется несколько раз.
Вопросы для обсуждения:
Вывод педагога-психолога: «В жизни нам приходится взаимодействовать с разными людьми. С кем-то это взаимодействие не очень приятное, с кем-то мы хотим встретиться еще не один раз. Также происходит и в наших отношениях с детьми. Иногда они вредничают, любыми способами добиваются своего, не обращают внимания на наши чувства и состояние. А иногда - слышат, понимают, радуют».
IV. Рефлексия
Слово педагога-психолога: «Подошла к концу наша встреча. С каким настроением вы уходите? Было ли что-то, что вам не понравилось, и вы бы хотели об этом сказать? Что было для каждого из вас самым интересным, нужным, полезным?» Примечание. После ответов участников группы педагог-психолог может завершить встречу китайской пословицей «Расскажи мне и я забуду; покажи мне - и я запомню: дай мне попробовать - и я научусь» и общим выводом: «На этой встрече мы попробовали рассказывать о себе, услышали других людей; постарались понять, что еще может быть для нас дополнительным ресурсом нашего хорошего состояния как физического, так и психологического, эмоционального. Попытались получить поддержку, понимание и принятие от других людей. До следующей встречи!»
© 2019 946