СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Утро радостных встреч»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Назначение группового сбора состоит:

- в создании общности детей и взрослых (например, группа «Гномики»);

- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;

- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);

- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т.е. в развитии у детей ключевых компетентностей.

Технологически групповой сбор:

- прост в проведении;

- легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста;

- значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;

- позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как::

- чувствовать себя значимым;

- управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми;

- веселиться и развивать.

Принципы организации и проведения группового сбора

Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.

Открытость обозначает:

- право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;

- право участия в выборе предложенных идей в инициировании и осуществлении собственных планов;

- право участия (неучастия ребенка в групповом сборе).

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, по регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Реализация принципа рефлективности заключается в представлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представление о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.

Вторая сторона действия принципа рефлективности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершению дела, дня всего проекта – анализ результатов и достижений.

Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:

- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

- разработать план реализации нового проекта;

- подвести итого проекта;

- развивать эмпатию;

- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплементы).

Роль ребенка в групповом сборе

Важно помнить, что участие в групповом сборе конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляется возможность приятного, эмоционального и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, развивать способность управлять собой, своим временем, дает возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущее.

Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.

Роль воспитателя в групповом сборе

Роль воспитателя заключается в том. Чтобы:

- обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

- установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

- демонстрировать свое собственное педагогическое отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

- стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

- предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

- помогать детям выбирать и планировать работу;

- оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. Приветствие (вариант: пожелания, комплементы, подарки) – 1-3 мин.

2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.

3. Обмен новостями – 2-10 мин.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.

Утренний сбор – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

27.10.2023 17:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП