СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №13»
Методическая разработка занятия - тренинга
для 5 классов
по теме: «Конфликт или взаимодействие»
Форма: развивающее занятие
Разработал:
Комарова Ирина Ивановна,
педагог - психолог
высшая квалификационная категория
Вихоревка
Пояснительная записка
Цели:
-формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе;
- повышение уровня психологической компетентности обучающихся в
вопросах общения.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «конфликт», его
структурой, видами и причинами возникновения. Рассмотреть функции конфликтов и влияние конфликта на участников и социальное окружение.
2) Развивающая: развивать и закреплять умения и навыки конструктивного
разрешения конфликтных ситуаций.
3) Воспитательная: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.
Планируемые результаты: обучающиеся должны понять, что без конфликта мы не можем жить, поэтому главное - научиться управлять конфликтом; уметь сравнивать конструктивные и деструктивные конфликты; овладеть способами разрешения конфликтов; активно решать проблемные задачи, уметь работать в группе, анализировать проблемы.
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода; игровые технологии, технология педагогики сотруднечества.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа); практический (задание, упражнение, игра, ситуация); стимулирующий (мотивационная оценка, положительный настрой); метод убеждения.
Класс: 5
Место проведения: "РЖД лицей № 13", кабинет психолога.
Оборудование: карта конфликта, карточки с ситуациями и структурой конфликта, листы бумаги, скрепки, карточки с заданиями «Закончи предложение», памятка по разрешению конфликтов.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Цель: создать настрой на совместную работу, временные рамки, цели и задачи работы, правила поведения. Можно также прояснить ожидания от занятия.
Психолог: Здравствуйте! Встаньте в круг, соединим ладони вместе и одновременно говорим «Желаю успеха большого во всём – здравствуйте». Настроились на положительное общение!
2.Разминка
Цель: вспомнить то, что делали на прошлом занятии, погружение в тему, снятие зажимов.
Психолог: предлагаю каждому выбрать того сказочного персонажа или героя, который бы отражал его сущность и поведение в конфликтной ситуации. Каждый внутри себя продолжает фразу: «Когда я конфликтую, я похож на…». Все высказываются по кругу.
- Молодцы, а теперь необходимо с особым вниманием к себе и другим найти пару герою, который был бы не похож на собственного.
- Хорошо, пары образовались, предлагаю обсудить в парах, что для вас значит конфликт, как вы себя в нём ведёте? (несколько минут).
- В зависимости от желания можете говорить как от своего лица, так и от образа выбранного героя.
- Возвращаемся в круг и продолжаем обсуждение, делимся своими мыслями, чувствами, ощущениями.
3. Основная часть.
Понятие конфликта.
Цель: дать теоретическое представление о структуре конфликта.
Оборудование: схемы, карточки частей структуры конфликта, листы, фломастеры.
Психолог: рассмотрим, как проявляется конфликт, каковы функции конфликта и каково его влияние на участников.
- Начнем с задание № 1 - определим «Что такое конфликт»? Продолжите предложение так, чтобы у вас получилось определение конфликта: «Конфликт - это.», вы будете работать в группе и вместе создавать понятие - конфликт. (После этого предлагается зачитать определения). Вы совершенно близки к научной формулировке этого понятия. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов взаимодействующих между собой людей. Конфликты в нашей жизни неизбежны, потому что человек существо социальное, он нуждается в людях, а значит - от них зависит. Ведь чем больше мы нуждаемся в человеке, тем больше нам приходится считаться с его интересами и тем сильнее нам хочется доказать ему значимость, важность своих собственных интересов, поэтому конфликты между близкими, нужными друг другу людьми происходят чаще, чем между людьми посторонними, не имеющими точек соприкосновения в процессе взаимодействия.
Как вы уже поняли, тема разговора очень серьезная, но вы знаете, что лучшим помощником в сложных ситуациях всегда является юмор.
- Поэтому предлагаю выполнить следующее упражнение 2 «Продолжи предложение». У вас на столе лежит лист, на котором написаны выражения. Подумайте и запишите свои ассоциации, чувства, образы, связанные со словом конфликт. Продолжите предложение.
Набор заданий
1. Если конфликт – это мебель, то какая?
2. Если конфликт – это дерево, то какое?
3. Если конфликт – это техника, то какая?
4. Если конфликт – это явление природы, то какое?
5. Если конфликт – это посуда, то какая?
6. Если конфликт – это литературное произведение, то какое?
7. Если конфликт – это еда, то какая?
8. Если конфликт – это животное, то какое?
9. Если конфликт – это музыкальный инструмент, то какой?
10. Если конфликт – это цветок, то какой?
11. Если конфликт – это фрукт, то какой?
12. Если конфликт – это овощ, то какой?
- Вот сколько ассоциаций, чувств, образов, связаны со словом конфликт. Обратите внимание, что практически все они имеют негативный оттенок.
- А теперь давайте рассуждать, каковы же причины конфликтов?
Задание 3.
- Посовещавшись, определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов и запишите их.
- Итак, что приводит к конфликту? (зачитывают свои мысли): неумение общаться, неумение сотрудничать, позитивно принимать личность другого, неуважение к другому человеку. И это далеко не полный перечень, это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.
Причины конфликтов – это рассогласование:
1. Целей, интересов.
2. Взглядов, убеждений.
3. Личностных качеств.
4. Понимания информации.
5. Ожиданий, позиций.
Структура конфликта.
1.Стороны конфликта – люди или группы людей. Рассматриваются конфликты межличностные, например между двумя или более детьми, личностно-групповые – между одним ребёнком и все классом, межгрупповые – между классами.
2. Условия протекания конфликта, на которые существенно влияет внешняя среда: пространство, время, климат в группе и т. д.
3. Объект конфликта – то, что является предметом спора, то, чем хотят завладеть участники конфликта.
4. Образ конфликтной ситуации – идеальная картина конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые и определяют выбор стратегии поведения участников.
5. Возможные действия участников конфликта. Рассматриваются стратегии поведения в конфликте, инициативе, инцидент, характер и активность сторон.
6. Исходы конфликтных действий, которые зависят как от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.
- Разберём структуру конфликта на примере какой-либо конфликтной ситуации.
Стадии конфликта.
Цель: тренировка навыка разбора конфликтной ситуаии.
Оборудование: карта конфликта, ручки, листы.
Упражнения по тренировке разбора конфликта.
- Предлагаю потренироваться в анализе конфликта, вспомним какой либо знакомый конфликт и разбирём его по предложенной карте конфликта.
Карта конфликта.
Кто принимал участие в конфликте? (Стороны конфликта) |
|
Из-за чего конфликтуют? (Объект, предмет). |
|
Причина вступления в конфликт? (Внешняя позиция). |
|
Что скрыто за участием сторон в конфликте? (Внутренняя позиция – потребности и опасения сторон). |
|
Сами конфликтные действия (характер действий). |
|
Что предшествовало возникновению конфликта? Предконфликтная фаза – сигналы, личностные особенности. |
|
Желаемый результат? (Какие изменения хотят стороны?) |
|
Какие возможности для этого есть у каждой стороны? (Ресурсы). |
|
К чему это приведёт? (Ожидаемый в будущем эффект). |
|
Чем всё завершилось? (Способ разрешения конфликта). |
|
Что нужно сделать или сказать чтобы мирно урегулировать конфликт? |
В итоге раскрываем стадии конфликта:
1-я стадия. Возникает конфликтная ситуация – латентный, скрытый период, или предконфликтная стадия, как правило, протекает на неосознанном уровне.
2-я стадия. Осознание конфликта – условия конфликта восприняты, стороны знают о своём участии в конфликте. Условия конфликта – это те обстоятельства и факторы, которые влияют на возникновение конфликта.
3-я стадия. Конфликтные действия – открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга. Могут быть разные стратегии: сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство, приспособление.
4-я стадия. Завершение конфликта – готовность к разрешению конфликта, выбор стратегии или стиля поведения, способ разрешения.
-Первым шагом к профилактике конфликтов становится умение анализировать собственные конфликты, извлекая из них важную для себя информацию о самом себе и другом участнике конфликта.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…(Е.Евтушенко)
Психолог: предлагаю Упражнение «Скрепка».
- У вас на столах имеются скрепки, обычные канцелярские скрепки, попробуйте по моей команде выровнять скрепку в одну линию. А теперь сложите ее в исходное положение. Когда обижаешь человека – не задумываешься над природой человеческого поведения, почему он поступает именно так, а не по-другому; а восстановить хорошие отношения, как и нашу скрепку, очень сложно. Теперь, я надеюсь, вы уже знаете, что все люди разные, уникальные, а поэтому не стоит спорить с тем, кто думает или поступает не так, как вы, ведь природа, возможно, просто одарила его совсем другими личностными особенностями.
Запишем с вами пути разрешения конфликтов.
Конструктивное: юмор, уступка, компромисс, сотрудничество, осознание позиций сторон.
Деструктивное: угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблемы, разрыв отношений.
Упражнение «Лужа».
Цель: раскрытие творческого потенциала личности, диагностика путей преодоления конфликта.
- Вспомните человека, с которым у вас была конфликтная ситуация. Вспомните его лицо, его жесты, слова. Представь, что эту ситуацию время запечатлело как картинку на песке. Идет дождь, постепенно смывая эту картинку. Капли дождя падают на твою ладонь (делаем массаж левой руки правой рукой). Несколько крупных капель упало на твою тетрадь. Они соединились и превратились в лужу. Соедините их между собой, получив лужу. Перед вами лужа. Рассмотрите, какая она? Расскажите, о стратегии преодоления, как именно вы будете преодолевать эту лужу?
Преодоление лужи – преодоление конфликтных ситуаций. Какие, может быть, подручные средства вы будете использовать или вспомогательные средства: людей, связи, материальные средства.
Вывод: золотое правило лужи «Если что-то делаешь, то необходимо делать на 100 %. Если ты перепрыгиваешь, то помни, если не допрыгнешь 2 % то ты окажешься в луже».
4. Подведение итогов. Рефлексия:
Психолог: Итак, ребята, в жизни людям случается быть в разных ситуациях. Почему людям все-таки очень тяжело выходить из конфликтных ситуаций? Какая взаимосвязь между конфликтом и стрессом? Каковы способы погашения конфликтов запомнили?
Что такое «Кодекс поведения в конфликте»? – этот вопрос мы продолжим на следующем занятие. А закончить сегодняшние занятие мне бы хотелось словами старинной народной мудрости:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Чтобы вы пожелали неуверенному человеку?
Очень важно понимать то, что чем больше человек поддерживает других, тем сам становится увереннее.
Памятка по разрешению конфликтов.
Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и вам, будет легче адекватно вести себя в конфликте.
Большое значение для продуктивного разрешения конфликта имеет способность выстроить позитивное общение, по крайней мере, выслушать внимательно и сочувственно.
© 2024, Комарова Ирина Ивановна 184