СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижегородский автомеханический техникум»

(ГБОУ СПО «НАМТ»)

Методические указания по выполнению лабораторной работы «Получение этилена и изучение его свойств»

по дисциплине: «Химия»

Разработал преподаватель_____________

Т.В. Скрылева

Рассмотрено и утверждено на заседании

цикловой комиссии математических

и естественнонаучных дисциплин

Протокол №____ от______2015г.

Председатель комиссии______________

Т.И.Кабалина

г. Нижний Новгород

2015г.

Методическая разработка посвящается методике проведения лабораторных занятий, направленных на экспериментальное подтверждение теорети­ческих положений. В ходе лабораторных занятий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными при­борами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализиро­вать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

Лабораторная работа может носить репродуктив­ный, частично-поисковый и поисковый характер.

В данной методической разработке рассматривается работа, носящая репродуктивный характер. Она отличается тем, что при её проведении студенты пользуются подробной инструкцией, в которой указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

При выполнении работы используется компьютерная техника.

Лабораторная работа: Получение этилена и изучение его свойств.

Раздел: Органическая химия

Тема: Непредельные углеводороды - алкены.

Цель методической разработки: определение формы организации и характера лабораторных работ при изучении темы

Учащиеся должны знать:

- строение, химические свойства и практическое значение углеводородов;

- природу двойной связи;

- механизм реакций присоединения;

- способы получения углеводородов-алкенов.

Учащиеся должны уметь:

-получать вещества в лаборатории и проводить реакции для изучения свойств веществ;

-составлять уравнения реакций, характеризующих свойства алкенов.

Место и роль темы в курсе: Проводится после изучения темы для повторения и закрепления.

Цель работы:

1. Получение непредельных углеводородов на примере этилена лабораторным способом.

2. Доказательство наличия двойной связи в молекуле органического соединения - этилена.

Оборудование и реактивы:

- штатив с зажимом,

- штатив с пробирками,

- прибор для получения этилена,

- горелка,

- смесь этилового спирта (96%) с конц. H2SO4 (d= 1,84 г/см3) в соотношении 1:3,

- розовый раствор перманганата калия,

- разбавленный светло-желтый раствор бромной воды,

- лучинка.

Техническое обеспечение: Компьютер, проектор, видео:

  1. Получение этилена и его горение.
  2. Реакция этилена с раствором перманганата калия.
  3. Взаимодействие этилена с бромной водой.

Пояснение.

Алкены - непредельные ациклические углеводороды, содержащие в молекуле одну двойную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле CnH2n.

Этилен относится к непредельным углеводородам-алкенам.

Свое второе название — «олефины» — алкены получили по аналогии с жирными непредельными кислота­ми (олеиновая, линолевая), остатки которых входят в состав жидких жи­ров — масел (от англ. oil — масло).

Свойство «непре­дельности» связано со способностью этилена вступать в реакции присоединения с образовани­ем предельных, или насыщенных, углеводородов — алканов, так как нали­чие подвижной, легко поляризуемой π-связи приводит к тому, что алкены химически более активны, чем алканы, и способ­ны вступать в реакции присоединения.

Лабораторный способ получения этилена осуществляется нагреванием этило­вого спирта (винного) с концентрированной серной кислотой H2SO4. Ненасыщенность этилена легко обнаружить реакцией с раствором пер­манганата калия и с бромной водой.

Электронное строение: Атомы C, связанные двойной связью, находятся в состоянии sp2-гибридизации, двойная связь является сочетанием - и -связей. По своей природе -связь резко отличается от -связи; -связь менее прочная вследствие перекрывания электронных облаков вне плоскости молекулы. Молекула этилена симметрична; ядра всех атомов расположены в одной плоскости и валентные углы близки к 120°; расстояние между центрами атомов C равно 0,134 нм. Имея в молекуле двойную связь, состоящую из - и -связей, этилен способен присоединять два одновалентных атома или радикала за счет разрыва -связи.

Физические свойства: Этилен (этен) – бесцветный газ с очень слабым сладковатым запахом, немного легче воздуха, малорастворим в воде.

Химические свойства

• Способность к реакциям присоединения

1. Присоединение водорода (реакция гидрирования):

2. Присоединение галогенов (реакция галогенирования):

При добавлении к алкену брома (в виде бромной воды) бурая окраска брома быстро исчезает. Эта реакция является качественной на двойную связь.

3. Присоединение галогеноводородов (реакция гидрогалогенирования):

4. Присоединение воды (реакция гидратации):

5. Реакция окисления (реакция гидроксилирования):

Этилен легко окисляется уже при обычной температуре, например при действии перманганата калия. Если этилен пропускать через водный раствор перманганата калия KMnO4, то характерная фиолетовая окраска последнего исчезает, происходит окисление этилена перманганатом калия (качественная реакция на двойную связь):

6. Реакциия полимеризации.

Они протекают при повышенной температуре, давлении и в присутствии катализаторов:

Характер выполняемой работырепродуктивный

Форма организации работы – фронтальная

Порядок выполнения работы:

А) Допуск к работе: (Фронтальная беседа)

К какой группе углеводородов относится этилен?

Какие углеводороды называют алкенами?

Какие углеводороды называют непредельными?

Запишите молекулярную, сокращённую и развёрнутую структурные формулы этилена (этена).

Как можно получить этен в лаборатории?

Какие реакции характерны для алкенов?

Как с помощью качественных реакций определить непредельный характер алкенов?

Б) Проведение инструктажа по технике безопасности.

Правила нагревания веществ и правила работы с концентрированными кислотами.

-Прогрейте сначала всю пробирку-реактор, затем нагревайте пробирку у донышка.

-Не касайтесь пламенем границы жидкость — воздух.

-Вспомните порядок действий, предотвращающих засасывание жидкости в пробирку-реактор.

- Выньте газоотводную трубку из пробирки с водой, не прекращая нагревания пробирки с веществом, в противном случае жидкость из пробирки может перебросить в раскаленную пробирку с веществом и пробирка лопнет.

-Пробирка закреплена правильно, если она не выпадает из лапки и может быть слегка повернута вокруг своей оси.

-Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

-Не наклоняйтесь над нагреваемой пробором.

Правила безопасности при работе со спиртовкой?

-При пользовании нагревательным прибором запрещается:

1) Передача зажженной спиртовки. 2) Зажигание одной спиртовки от другой.

- Гасите спиртовку только накрывая пламя колпачком.

В) Обеспечение студентов каждой группы:

а) необходимым оборудованием,

б) необходимыми реактивами.

Пробирка-реактор со смесью этилового спирта и концентрированной серной кислотой, с прокаленным речным песком стоит у каждого учащегося в штативе на столе (заранее готовит лаборант), а также растворы перманганата калия и бромной воды, спиртовка и лучинка.

Г) Просмотр видео: Лабораторная работа «Получение этилена и изучение его свойств»

Д) Выполнение студентами лабораторной работы по инструкции с методическими рекомендациями:

Ход работы

1. Получение этилена

Внести в пробирку 6—8 капель заранее приготовленной смеси из этилового (винного) спир­та с концентрированной серной кислотой и несколько крупинок прокаленного речного песка для равномерного кипения. Закрыть про­бирку пробкой с газоотводной трубкой и закрепить в за­жиме штатива.

Смесь в пробирке нагреть (осторожно!) над пла­менем горелки. Концентрированная серная кислота — окислитель, поэтому на­ряду с этиленом образуется ряд продуктов окисления органических соединений, например СО2, уголь (смесь при этом чернеет), а также другие побочные продукты.

Что делали?

Что наблюдали?

  1. Горение этилена.

Выделяющийся газ под­жечь у конца газоотводной трубки. Этилен горит светящимся пламенем.

Что делали?

Что наблюдали?

  1. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия и бромной водой.

Не прекращая нагревания пробирки со смесью спирта и серной кислоты (H2SO4 – конц.) опустить газоотводную трубку сначала в пробирку с 5 каплями бромной воды так, чтобы конец газоотводной трубки касался дна пробирки, а затем в другую пробирку, содержащую 5 капель розового раствора перманганата калия. Растворы обесцвечиваются. Записать наблюдения.

Что делали?

Что наблюдали?

Е) Уборка рабочего места.

Ж) Составление отчета о выполнении лабораторной работы и запись выводов:

А) Заполните таблицы к каждому опыту.

Б) Запишите уравнения реакций к каждому опыту.

В) Ответьте на предлагаемые вопросы.

Выводы:

1. Написать уравнение реакции получения этилена из этилового спирта в присутствии серной кислоты.

2. Какую роль играет конц. H2SO4 при получении этилена из этилового спирта?

3. Написать уравнения реакций:

а) горения этилена;

б) присоединения к этилену брома;

в) окисления этилена перманганатом калия;

4. Объяснить, почему этилен обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

З) Подготовка ответов на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

  1. Какие непредельные углеводороды являются алкенами?
  2. Дайте характеристику двойной связи: сравните с одинарной связью её длину, энергию.
  3. Почему наличие двойной связи делает алкены более реакционноспособными по сравнению с алканами?
  4. Назовите промышленные способы получения алкенов.
  1. Литература:
  1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. - М., 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С.

Габриелян, И.Г. Остроумов. - М, 2012.

  1. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органиче­ской химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габрие­лян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. - М., 2007
Категория: Химия
05.04.2015 19:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!