СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод модерации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество,не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми при этом оставаться нравственным.

Согласно ФГОС целью школы становятся не только знания,но и «умение их добывать и ими пользоваться».Следовательно,современная школа должна подготовить выпускника,обладающего необходимым набором современных знаний,умений и качеств,позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни в условиях информационного технологического мира.

Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. Кроме того, в Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности учащихся.

Поэтому велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для активизации процесса усвоения, учат конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогают формировать критическое мышление, дают мощный толчок для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования.

Одним из таких методов на мой взгляд является - метод модерации.

Главной отличительной чертой этого метода является инициативность самих обучающихся в учебном процессе, а педагог стимулирует из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании метода модерации каждый обучающийся проживает учебный процесс в роли активного его участника.

Кроме содержательных учебных результатов использование метода модерации позволяет развивать у обучающихся способности самостоятельного решения проблем.

Это предполагает:

  • анализировать информацию и определять проблему
  • находить возможности и ресурсы для решения проблемы
  • вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
  • вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.

Метод модерации помогает мне как педагогу эффективно организовать получение обучающимися собственного нового опыта и его осмысление, дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.Раскрывает сущность этого метода как новой педагогической технологии и описывает процедуру использования на конкретном примере.

Модерация (MODERATE (англ.) в переводе с английского

означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание.

А в педагогической практике модерация используется как:

  • Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.

В групповом обучении с применением метода модерации значительно меняется роль преподавателя. В этом случае он выступает как ведущий (модератор). Он должен не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько должен создавать условия для формирования и развития у членов группы определенных способностей и тренировать их.

Модератор должен обладать:

  • способностью к интенсивному и эмоциональному общению,
  • способностью к сопереживанию,
  • толерантностью,
  • аналитическими способностями и навыками рефлексии,
  • креативностью,
  • навыками саморегуляции.

Основные процессы модерации:

  • визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
  • вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
  • презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
  • обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.

Правила для участников модерации:

  • высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
  • говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки),
  • главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
  • все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),

Роли-функции членов группы:

  • «Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
  • «Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
  • «Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
  • «Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.

Эти роли на первых порах распределяет модератор, поясняя функции и ожидаемые результаты.

Основными задачами модератора при работе с малыми группами является:

  • конкретизация цели групповой дискуссии,
  • контроль времени выполнения работы,
  • подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».

Модерация развивает:

  • способность к анализу информации и выявлению проблемы,
  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
  • умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,

Этапы процесса модерации:

I этап. Знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.

II этап. Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (безобсуждения по существу).

III этап. Обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация результатов. Общая дискуссия

IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы.

V этап. Подведение итогов и эмоциональная обратная связь.

Рекомендации:

Групповая работа с использованием метода модерации предоставляет обучающимся возможность тренинга своих социальных и коммуникативных способностей:

-умение слушать и слышать собеседника,

-аргументировано дискутировать,

-корректно и убедительно отстаивать свое мнение

- делать выбор,

-принимать коллегиальное решение

Применение метода модерации позволяет включить в обсуждение проблемы всех обучающихся через малые группы. Что дает им возможность выразить свое личное отношение к проблеме, и принять общее решение.

С применением метода модерации есть возможность формирования необходимых ключевых компетенций обучающихся на последующих занятиях

При использовании метода модерации следует помнить, что модерация

  • не метод для проведения заранее согласованного решения
  • не терапия для укрепления командного духа
  • не методика манипуляции, имеющая целью направить команду на «путь истинный»
  • не универсальное средство для убеждения «упрямых».

Дальнейшее применение метода модерации в образовательном процессе будет способствовать повышению уровня подготовленности обучающихся в изменяющихся жизненных ситуациях

24.01.2017 16:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП