СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы по технологии проблемно-диалогического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы по теме

«Технология проблемно-диалогического обучения»

Подготовила Гришина Елена Петровна,учитель русского языка и литературы высшей категории

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология отвечает на вопрос: «Как учить?» и позволяет заменить урок-объяснение нового материала уроком открытия знаний.

В словосочетании «проблемный диалог», по словам Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различается два вида диалога:

1. Побуждающий (так называемый «бульдозер»: в ходе этого диалога легко сбиться с курса и попасть не туда, этот диалог позволяет повторить этапы научного творчества);

2. Подводящий («локомотив»: медленно, но верно доставит к пункту назначения).

Эти два диалога устроены по-разному, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. Такой диалог выстраивается от проблемной ситуации, которая обязательна.

Подводящий диалог - это система посильных для учеников вопросов и заданий, он задействует и развивает логическое мышление школьников. Этот диалог не требует создания проблемной ситуации, представляет систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые приводят к формулированию темы урока. Вопросы могут быть репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу и т.п.); мыслительные (на сравнение, обобщение; это не анализ!), но все звенья опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет сформулировать тему урока. При подводящем диалоге меньшая вероятность появления ошибочных ответов. Если ошибка появляется, необходима принимающая реакция учителя: «Хорошо. А кто думает иначе?». Эти вопросы имитируют творческий процесс.

В технологии используются следующие приёмы создания проблемной ситуации (создать проблемную ситуа­цию - это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения):

  1. Проблемная ситуация создаётся при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
  2. Ситуация создаётся вопросом или практическим заданием на новый материал.
  3. Предлагается противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.
  4. Предлагается противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим.
  5. Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильная для ученика. Последний вопрос должен содержать обобщение, которое позволит сформулировать тему урока.
  6. Мотивирующий приём: готовая или интригующая информация (приём «яркое пятно») или приём «актуальность». В некоторых случаях оба приёма можно использовать одновременно. «Ярким пятном» может быть мультфильм, отрывок из фильма, фотография, отрывок из литературного произведения, документа и т.д.

Примеры проблемных ситуаций:

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 (он самый простой): учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие на­учные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что пе­дагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими - самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обна­жает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на но­вый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 (наиболее простой): ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учи­тель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Все приёмы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала, разница – в характере учебной деятельности.

При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему.

Проблемный диалог состоит из двух этапов: 1) этап постановки проблемы; 2) этап поиска решения. Рассмотрим эти этапы в двух видах диалога:

Побуждающий диалог

Подводящий диалог

Этап постановки проблемы:

Учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие;

специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему

Этап постановки проблемы:

Учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока

Этап поиска решения:

Учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок

Этап поиска решения:

Учитель выстраивать логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие без ошибок, «царственной дорогой»

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация учеников позволяет учителю организовать поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим учитель обеспечивает открытие знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала: нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично сам.

На традиционном уроке постановка проблемы сводится к сообщению темы, что не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения на традиционном уроке сводится к сообщению знания, объясняется материал, это не гарантирует понимание материала большинством класса.

Таким образом, традиционный урок – это урок учительского монолога: учитель говорит – ученик молчит.

Проблемно-диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном учителем диалоге: слово учителю- слово ученику.

Понятно, что центральную часть проблемно-диалогической технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется побуждающему диалогу как наиболее сложному методу в работе учителя. Побуждающий диалог эффективен в классе, учащиеся которого обладают высоким уровнем обучаемости, в классах со средним и низким уровнем обучаемости приемлем, на мой взгляд, подводящий диалог.

На уроке используются не только методы и приёмы, но ещё и формы и средства обучения.

Формы обучения:

-групповая;

-парная;

-фронтальная.

Традиционный урок всегда фронтален: нет необходимости разбивать класс на группы, для того чтобы объявить тему урока и объяснить материал.

Проблемно-диалогические методы дают возможности варьирования форм обучения: к примеру, проблемная ситуация со столкновением мнений – в групповой работе; практические задания – фронтальная работа.

Средства обучения:

-учебник;

-ТСО;

- Опорные сигналы.

На традиционном уроке создание опорного сигнала не обязательно, если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает ученикам запоминание нового материала.

На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно.

Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании и реализации ФГОСов.

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Эта технология реализована в образовательной развивающей системе «Школа 2100».

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.,2006г.

3.Мельникова Е.Л. Технология проб­лемного диалога и пути ее освоения учителем // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. На­чальное и дошкольное образование: Сб. научных ст. -М., 2003.

4.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. - М., 2004.

5.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6.

6.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. - М., 2006.

7.Мельникова Е.Л. От теории мышления - к технологии обучения // Психология и школа. - 2008. - № 1.

Интернет-ресурсы

1. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б. «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах»

2. http://slka.diary.ru. Технология проблемного обучения на уроках литературы: цели, возможности и способы применения

3. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б. «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах»

4. httl: // atlana.narod.ru/brainstorming.html. Метод мозгового штурма

5. httl: // ru.wikipedia.org› Эвристическое обучение

6. httl: // www.ucheba.ru. Эвристическая беседа как метод познавательной активности учащихся

7. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение

8. httl://aspk.3dn.ru/publ/2010/vlijanie_problemno…razvitie… Влияние поблемно-диалогического обучения 9. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения

10. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут

11. httl:// www.school2100.ru. Технология проблемного диалога

03.06.2015 07:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП