СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические материалы по теме
«Технология проблемно-диалогического обучения»
Подготовила Гришина Елена Петровна,учитель русского языка и литературы высшей категории
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология отвечает на вопрос: «Как учить?» и позволяет заменить урок-объяснение нового материала уроком открытия знаний.
В словосочетании «проблемный диалог», по словам Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Различается два вида диалога:
1. Побуждающий (так называемый «бульдозер»: в ходе этого диалога легко сбиться с курса и попасть не туда, этот диалог позволяет повторить этапы научного творчества);
2. Подводящий («локомотив»: медленно, но верно доставит к пункту назначения).
Эти два диалога устроены по-разному, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. Такой диалог выстраивается от проблемной ситуации, которая обязательна.
Подводящий диалог - это система посильных для учеников вопросов и заданий, он задействует и развивает логическое мышление школьников. Этот диалог не требует создания проблемной ситуации, представляет систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые приводят к формулированию темы урока. Вопросы могут быть репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу и т.п.); мыслительные (на сравнение, обобщение; это не анализ!), но все звенья опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет сформулировать тему урока. При подводящем диалоге меньшая вероятность появления ошибочных ответов. Если ошибка появляется, необходима принимающая реакция учителя: «Хорошо. А кто думает иначе?». Эти вопросы имитируют творческий процесс.
В технологии используются следующие приёмы создания проблемной ситуации (создать проблемную ситуацию - это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения):
Примеры проблемных ситуаций:
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 (он самый простой): учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Прием 3 в сравнении с предыдущими - самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Прием 4 (наиболее простой): ученикам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Все приёмы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала, разница – в характере учебной деятельности.
При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему.
Проблемный диалог состоит из двух этапов: 1) этап постановки проблемы; 2) этап поиска решения. Рассмотрим эти этапы в двух видах диалога:
Побуждающий диалог |
Подводящий диалог |
Этап постановки проблемы: Учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие; специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему |
Этап постановки проблемы: Учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока |
Этап поиска решения: Учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок |
Этап поиска решения: Учитель выстраивать логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие без ошибок, «царственной дорогой» |
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация учеников позволяет учителю организовать поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим учитель обеспечивает открытие знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала: нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично сам.
На традиционном уроке постановка проблемы сводится к сообщению темы, что не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения на традиционном уроке сводится к сообщению знания, объясняется материал, это не гарантирует понимание материала большинством класса.
Таким образом, традиционный урок – это урок учительского монолога: учитель говорит – ученик молчит.
Проблемно-диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном учителем диалоге: слово учителю- слово ученику.
Понятно, что центральную часть проблемно-диалогической технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется побуждающему диалогу как наиболее сложному методу в работе учителя. Побуждающий диалог эффективен в классе, учащиеся которого обладают высоким уровнем обучаемости, в классах со средним и низким уровнем обучаемости приемлем, на мой взгляд, подводящий диалог.
На уроке используются не только методы и приёмы, но ещё и формы и средства обучения.
Формы обучения:
-групповая;
-парная;
-фронтальная.
Традиционный урок всегда фронтален: нет необходимости разбивать класс на группы, для того чтобы объявить тему урока и объяснить материал.
Проблемно-диалогические методы дают возможности варьирования форм обучения: к примеру, проблемная ситуация со столкновением мнений – в групповой работе; практические задания – фронтальная работа.
Средства обучения:
-учебник;
-ТСО;
- Опорные сигналы.
На традиционном уроке создание опорного сигнала не обязательно, если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает ученикам запоминание нового материала.
На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно.
Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.
У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании и реализации ФГОСов.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Эта технология реализована в образовательной развивающей системе «Школа 2100».
Литература:
3.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога и пути ее освоения учителем // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. Начальное и дошкольное образование: Сб. научных ст. -М., 2003.
4.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. - М., 2004.
5.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6.
6.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. - М., 2006.
7.Мельникова Е.Л. От теории мышления - к технологии обучения // Психология и школа. - 2008. - № 1.
Интернет-ресурсы
1. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б. «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах»
2.
3. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б. «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах»
4. httl: // atlana.narod.ru/brainstorming.html. Метод мозгового штурма
5. httl: // ru.wikipedia.org›
6. httl: //
7. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение
8. httl://aspk.3dn.ru/publ/2010/vlijanie_problemno…razvitie… Влияние поблемно-диалогического обучения 9. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения
10. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут
11. httl://
© 2015, Гришина Елена Петровна 7855