Методические рекомендации для учителя музыки по применению интеграции на уроке разработанные Закладной Г.Е. (учителем музыки МБОУ СОШ №14)
- На уроке музыки интегрированного типа следует уделять внимание интонационно - образной стороне различных произведений искусств. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого искусства. Будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация».
- Необходимо определить, какую задачу призван решать каждый вид искусства, используемый на уроке музыки.
- Исходя из конкретных условий и особенностей класса, педагог должен спланировать, как использовать музыкальный, литературный и изобразительный материал, чтобы он имел определённое и художественное воздействие на учащихся, способствовал бы наиболее интересной драматургии урока.
- Использование на уроках музыки разных видов искусств должно способствовать более глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения.
- Уроки интегрированного типа должны подвести учащихся к осознанию того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.
- Помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности разных видов искусств, таких как: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки и т.д.
- На взаимопроникновение средств использование терминов: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.
- Во время анализа произведений искусств и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружая его терминологией, сухими фактами.
- Среди методов анализа художественного произведения используются: а) метод составления произведений разных видов искусства;
б) метод сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности.
10. Учитывать возрастные особенности учащихся при подборе
музыкального, изобразительного и литературного ряда.
11. Искусства, используемые на уроке должны формировать эстетическое
восприятие произведений, совершенствовать у школьников
искусствоведческие знания, навыки художественно-образного
мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.