СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня я хотела бы поделиться с вами информацией о билингвизме. Существует несколько мифов о том, что рано обучать детей иностранному языку вредно. Но на самом деле это не так. И я убедилась в этом на собственном опыте. (Будучи мамой маленького мальчика и одновременно являясь учителем иностранных языков, я задалась мыслью о том, а не начать ли мне самой обучать своего малыша иностранному языку практически с его появления на свет? Но тут же в моей голове возникло множество вопросов: А не повредит ли столь раннее овладение вторым языком ребенку, и в каком направлении двигаться? А как это отразится на его родном языке, будет ли он хорошо понимать его и научиться ли он говорить на нем, и когда это произойдет? А не будет задержки в речевом развитии? А как это скажется на его психо-эмоциональном развитии? И.т.д. Незнание ответов на данные вопросы, моя неграмотность в области билингвизма заставили меня повременить с этой идей, но ненадолго. Начитавшись полезной литературы, приняв участие в многочисленных вебинарах по детскому билингвизму, я все-таки твердо решила начать с младенчества обучать своего ребенка английскому языку. И я очень довольна результатом! Сейчас моему мальчику 2 года, он хорошо понимает меня по-английски, называет и показывает предметы, читает стихи, говорит отдельные фразы, отвечает на вопросы, считает до 10, с удовольствием слушает детскую английскую литературу, доводит до логического конца предложения из рассказов. А заниматься мы начали с 9 месяцев.)
И вот эти мифы.
Миф 1
Только очень умные дети в состоянии освоить два языка. На самом деле
Каждый ребенок в раннем возрасте в состоянии выучить несколько языков. Способность к языкам заложена в нас самой природой. Исследования
ученых убедительно доказывают, что мозг младенца запрограммирован на изучение любого языка. Более того, некоторые лингвисты считают, что ребенок в состоянии совершенно без проблем выучить до семи
Миф 2
Двуязычность приводит к тому, что дети начинают путать языки и в результате не осваивают ни один из них. На самом деле Смешение детьми языков в период их изучения является совершенно нормальным. «Сбалансированные» двуязычные люди являются скорее исключением, чем правилом, поэтому дети быстрее расширяют знание того языка, который чаще слышат и на котором чаще говорят, после чего он постепенно становится доминирующим. Также многие считают, что двуязычный человек всегда в состоянии подобрать правильные слова на обоих известных ему языках (заметим, что подобное не всегда удается даже тем, кто знает один-единственный язык). Поэтому каждый раз, когда двуязычный человек путает слова, некоторые ошибочно думают, что он не понимает, на каком языке говорит.
Двуязычные дети младшего возраста действительно часто мешают в одном предложении слова из разных языков (Я часто замечаю такое явление за своим ребенком, так например, он может сказать, мама, это cup (чашка), или давай посмотрим cartoon(мультфильм) но надо понимать, что это временный и вполне естественный этап обучения. Многие преподаватели, неправильно трактуют подобные ситуации, полагая, что ребенок запутался и не знает, на каком языке говорит и что хочет сказать. Именно в этом многие усматривают причину того, что двуязычность якобы приводит к неспособности освоить до конца ни один из изучаемых языков. Мы достоверно знаем, что к трем годам дети начинают понимать, что способны говорить на разных языках, и уже отличают один язык от другого. Они могут называть первый «языком папы», а второй – «языком бабушки», и в состоянии переводить простые слова с одного языка на другой.
Миф 3
Двуязычность способна вызвать языковое отставание.
На самом деле
Двуязычные дети зачастую начинают говорить чуть позже, однако не существует никаких доказательств того, что способность говорить на нескольких языках приводит к более серьезным последствиям. Речевое отставание является крайне распространенным явлением. От пяти до десяти процентов двуязычных и недвуязычных детей проходят через него. Мальчики в четыре раза чаще переживают речевые и языковые сложности, чем девочки. Эта статистика распространяется как на двуязычных, так и на обычных детей, потому вы должны четко понимать, что второй язык не является причиной какого-либо речевого отставания, которое может наблю-
даться у вашего ребенка. Про себя скажу: Мой ребенок – мальчик, и несмотря на мужской пол, заговорил он очень рано,(первые слоги начал произносить в 8 месяцев, первые слова ближе к году, в 1,5 года обладал большим запасом слов, отдельные слова превратились с словосочетания, в год и 8м. появляются полноценные предложения, рассказывает длинные стихотворения наизусть, правда все на русском, в год и 10 месяцев произносит монологи, связанные предложения превращаются в речь) + Матвей - билингв, хотя и несбалансированный (русский язык является доминирующим.) До года я разговаривала с ребенком по-английски нерегулярно (только в определенные дни, например вторник-четверг) т.к. не знала четкой стратегии обучения и не ставила перед собой конкретные цели. Приблизительно в 9 месяцев. он показывал на предметы, которые я называла по-английски, в год показывал, где глазки, нос, рот, руки(Where are your eyes?), а в 1.5 года сам мог произносить некоторых животных, глядя на картинки и отвечая на мои вопросы: What’s this?- Frog. Когда Матвею исполнилось 1,5 года я начала говорить с ним по-английски каждый день, когда на протяжении часа или двух, или хотя бы 5-15 минут в день, и здесь стали проявляться довольно хорошие результаты. Ребенок постепенно начинал понимать мою речь, запоминая слова, фразы которые я повторяла ему изо дня в день, а затем начал повторять слова. В год и 10 мес. он рассказал маленькое стих-е про бабочку. Следовательно, ни о каком языковом отставании речи быть не может.
К сожалению, при возникновении у двуязычного ребенка проблем с речью учителя зачастую принимают во внимание только то, что происходит в классе, и не учитывают контекст среды, окружающей ребенка. Во избежание неправильных советов вам необходимо помнить и напоминать учителям о том, что двуязычные дети постигают язык несколько по-другому, нежели их обычные сверстники. Не стоит сравнивать эти две группы детей. Учителя, логопеды, педиатры и многие другие специалисты, к сожалению, часто советуют прекратить обучение второму языку. Хотя не существует каких-либо научных доказательств того, что прекращение изучения одного языка положительно сказывается на освоении другого, многие будут советовать вам исключить один язык. Не забывайте, что прекращение общения на каком-то из языков может очень негативно отразиться на вашем ребенке, который использует его для общения с рядом любимых людей.
Миф 4
Родители должны бегло говорить более чем на одном языке, чтобы вырастить двуязычного ребенка.
На самом деле И одноязычные родители в состоянии вырастить двуязычного ребенка.
Если вы сами свободно общаетесь на том или ином языке, вы можете помочь ребенку создать большой словарный запас, научить его разным оборотам речи, фразам и выражениям. Можете ли вы вырастить двуязычного ребенка, если вы и ваш супруг (супруга) говорите только на одном языке? Без сомнения, да. Ребенок родителей, говорящих только на одном языке, способен стать двуязычным. Это может произойти, если ваша семья долгое время проживает за границей. В таком случае и родители, и дети садятся за учебники – и часто достигают высокого мастерства владения новым языком.
Миф 5
Дети впитывают язык пассивно, как губка.
На самом деле
Детский ум запрограммирован на изучение разных языков, однако для успешного освоения любого из них необходимо вложить силы и время. Неглубокое погружение в языковую среду способно привести к тому, что ребенок станет пассивным носителем языка. Все умные мысли по поводу изучения языков можно коротко выразить одним предложением: «Не использовать язык – значит его потерять». Как я уже писала, мозг ребенка можно сравнить с губкой, которая в состоянии впитать до семи языков. По мере роста мозг ребенка начинает фокусироваться на одном языке, и если окружающая среда не обеспечит достаточной стимуляции для развития второго или третьего языков, ребенок потеряет способность общаться на них.
Миф 6
В США и во всем мире английский язык теряет свои лидирующие позиции.
На самом деле
Английскому языку не грозит исчезновение, на нем говорит все большее и большее количество людей в мире. Английский популярен во всем мире и является языком международной торговли и науки. Три четверти населения земного шара в той или иной степени говорят на этом языке и понимают его, а в огромном количестве стран английский изучают в школе. Опасения насчет того, что английский потеряет свое международное значение или перестанет быть основным языком в США, совершенно необоснованны. Однако в наши дни многие считают, что знания одного английского недостаточно. Люди хотят, чтобы их дети воспринимали другие культуры через их языки, и надеются, что двуязычность поможет углубить знания о мире, научиться понимать и уважать другие культуры.
© 2018, Карайон Алевтина Владимировна 460