СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Николай Гоголь родился в 1809 году в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребёнком, а всего в семье было 12 детей. Детские и юношеские годы будущий писатель провёл в деревне. Сильное впечатление на юного Николая Гоголя произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны: о бравых казаках и атаманах, о страшных ведьмах, вампирах и русалках. Поэтому неудивительно, что поверья, обычаи и традиции Малороссии – центральная тема в творчестве писателя.
Учиться Гоголь поехал в город, в Полтавское училище, но способностями к наукам будущий писатель не мог похвастаться. Хорошо ему давались только уроки рисования и русской словесности. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской «Гимназии высших наук», где проучился семь лет, с 1821 по 1828 год, изучал юстицию – правоведение. Здесь закалялся характер будущего писателя и формировался его литературный стиль.
Зимой 1829 года Гоголь приехал в Петербург. Биографы говорят, что именно тогда у писателя возникла идея написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери он просил её присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к народным обычаям, поверьям и костюмам: «Я и теперь попрошу вас собрать несколько таковых сведений, если где-либо услышите какой забавный анекдот между мужиками в нашем селе, или в другом каком, или между помещиками. Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья. Да расспросите про старину хоть у Анны Матвеевны или Агафий Матвеевны: какие платья были в их время у сотников, их жён, у тысячников, у них самих? какие материи были известны в их время? и всё с подробнейшею подробностию. Какие анекдоты и истории случались в их время, смешные, забавные, печальные, ужасные? Не пренебрегайте ничем: всё имеет для меня цену».
Гоголь тогда служил чиновником. Он сам не раз говорил, что из службы вынес один полезный навык: сшивать бумаги. Благодаря этому навыку до нас дошли и его переписка с матерью, и с писателями и издателями того времени, в том числе и с Пушкиным.
В 1831 году в Царском селе Гоголь знакомится с выдающимися писателями того времени – Василием Жуковским и Александром Пушкиным, и эти знакомства сильно влияют на его литературную деятельность. Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки…» была дописана летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске под Петербургом в доме княжны Васильчиковой, где подрабатывал учителем хозяйского сына. Рассказы Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» поэтично воссоздают образ тогдашней окраины Российской империи – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» и другие. Мы рассмотрим повесть, которая завершает первую часть «Вечеров…» – это «Заколдованное место». Она написана на основе народного поверья. Здесь речь идёт о чудесной примете – если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад.
В сюжете «Заколдованного места» переплетаются две линии – проделки чертей и поиск клада. Рассказ ведётся от имени дьячка местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, весёлый дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и предполагает, что там зарыты сокровища. Несмотря на козни нечистой силы, дед добывает зарытый в землю котелок.
В повести переплетаются реальные и фантастические события, но есть точка, где сказка и быль соединяются – это и есть заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же оказывается в другом месте и видит могилку со свечкой. Домой он идёт реальной дорогой, за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова, когда он вновь ругается и попадает в чёртово место. Чудища мерещатся деду, они смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает кладоискателей, и держится стойко.
Главная идея произведения – если получить богатство от нечистой силы, то радости и счастья не будет.
В «Заколдованном месте» используются диалектизмы и архаизмы – просторечные и устаревшие слова: чумаки – проезжающие торговцы; галушки – изделия из теста со сметаной; хутор – малый населённый пункт со своим хозяйством; баштан – огород в поле с арбузами, тыквой и дынями, заступ – синоним лопаты.
Гоголь очень ярко и живописно описывает главного героя повести. Это весёлый старый казак, который не прочь и истории послушать, и поплясать на празднике, и на язык не воздержан, нет-нет, да и помянет нечистого не к месту.
В «Заколдованном месте» присутствуют элементы сказки – троекратное действие (дед три раза оказывается у могилки) и поучительный финал. Дед становится очень религиозным, и перестаёт ругаться. Ну, и конечно же, ещё один элемент сказки – это мораль: не гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».
Николай Гоголь – классик русской литературы, считается основателем «натуральной школы» в литературе.
Современники Гоголя, среди которых критик Виссарион Белинский, писатель-революционер Александр Герцен и поэт Александр Пушкин, очень хорошо приняли «Заколдованное место» и весь сборник его украинских рассказов в целом. Пушкин писал: «Сейчас прочёл "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».
Замысел«Вечеров на хуторе близ Диканьки» и его воплощение Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках. В 10-летнем возрасте Николай был отдан в училище в Полтаве, после в Нежинский лицей, где проучился 7 лет. В 1828 г. Гоголь уехал в Петербург, чтобы поступить на службу. Он был полон желания послужить Отечеству по ведомству юстиции, чтобы «законами исправлять порядки и нравы». Однако карьера чиновника скоро Гоголя разочаровала и потеряла для него ореол «великого служения родине». Служба показалась ему бесплодным и скучным занятием. Он пробовал стать актером, решил испытать себя на литературном поприще. Гоголь под псевдонимом В. Алов напечатал небольшим тиражом на собственные средства поэму, которую сочинил еще в Нежине. Вышли только две рецензии, отзывы на поэму были разгромными. Потрясенный Гоголь выкупил все непроданные в книжных лавках экземпляры своего произведения, сжег и решил стихов более не писать. Он снова поступил на службу, подрабатывал частными уроками. Гоголь продолжал пробовать себя в писательском ремесле, в 1830 г. была опубликована в журнале его первая повесть без имени автора «Ночь накануне Ивана Купала». Еще в годы учебы Гоголь стал записывать все интересное, что узнавал, эти записи он называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией». Большая часть записей представляла собой сведения о быте, нравах, преданиях Малороссии. Он решил написать о том, что ему хорошо знакомо: о жизни малороссийского народа.Гоголь просил мать и сестер писать ему об особенностях народного быта, обычаях, деталях национальной одежды. Так началась работа над созданием сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Четыре повести были завершены к лету 1831 г. и составили первую часть сборника. Эта книга стала подлинным дебютом писателя. В 1830 г. Гоголь встретился с издателями П.А. Плетневым и А.А. Дельвигом, завязал знакомство с поэтом В.А. Жуковским. Весной 1831 г. Жуковский познакомил молодого литератора с А.С. Пушкиным. Эти знакомства помогли Гоголю обрести веру в свои писательские способности. Рукопись «Вечеров на хуторе близ Диканьки» была отдана в печать. Гоголь осознал, что его сочинение ждет популярность во время посещения типографии: он застал наборщиков, которые «помирали со смеху, набирая его книгу». Пушкин оценил высокую художественность и юмор повестей, написал, что «Вечера» его изумили «своей веселостью, искренней, непринужденной». Уже в сентябре 1831 г. книга была напечатана и поступила в продажу, ее стремительно раскупали. К двадцатидвухлетнему писателю пришла слава, теперь главным делом в жизни Гоголя стала литература. Вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Гоголь дописал в марте 1832 г. Сборник включает с себя 8 разнородных по стилю и тематике повестей.Издатель Плетнев посоветовал автору придумать персонаж, который бы стал связующим звеном для всех повестей. Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя. В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу. В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни. Вторая часть сборника начинается повестью «Ночь перед Рождеством», которую Гоголь начал писать в 1830 г. и закончил в начале 1832 г. Название повести указывает, что действие происходит на кону невеликого праздника. Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей В предрождественскую ночь силы зла словно стараются успеть выместить зло на «добрых людях», навредить им. К силам зла в повести относятся ведьма, черт и колдун, которые норовят склонить людей к греху, отворотить их от добра. С этими персонажами связаны сверхъестественные происшествия. Чтобы помешать людям веселиться и колядовать, нечистая сила старается разрушить очарование рождественской ночи, делает все, чтобы мир погрузился во мрак: ведьма собирает на небе звезды, черт крадет месяц. Темные силы существуют в двух мирах, реальном и фантастическом, между которыми стерты границы. Нечистой силе ничто человеческое не чуждо. Черт в народной мифологии наделен непривлекательным «животным» обликом: рога, копыта, хвост, мордочка с козлиной бородкой, нос-пятачок, как у свиньи. Гоголь портрет черта дополняет деталями, которые приближают его к человеку: «не белее трубочиста», повадками похож на немца (так называли всех чужаков), тонкими ножками на проворного франта, сзади черт напоминал провинциального стряпчего[5] в мундире. Проявляет себя черт как ухажер Солохи: целует ей ручки, охает, хватается за сердце. Он хитрый, ловкий, мстительный и трусливый проказник. Даже в мистической ситуации похищения месяца черт иронично изображен как мелкий воришка, сующий себе в карман украденную вещь. Образ Солохи-ведьмы еще более очеловечен, в ее натуре колдовские чары и бытовые интересы присутствуют в равной степени. Лукавая вдовушка «очаровывает» самых богатых и степенных казаков Диканьки, более всего ее привлекает Чуб, она мечтает прибрать к своим рукам его богатое хозяйство. После ночного полета за звездами ведьма становится расторопной хозяйкой, занимается домашними делами. У Солохи благочестивый сын, она и сама ходит в церковь. Но вера ее показная, она в сочельник, когда еще не завершился строгий пост, устраивает разгульные посиделки для своих ухажеров. В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек[6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот. Между добром и злом в повести есть определенные связи: ведьма Солоха была матерью набожного кузнеца, Пацюк помогал иногда своим односельчанам как знахарь, черт вынужден подчиниться воле человека. Нечистая сила не вызывает страх, эти мистические образы в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем изображены с юмором, они нелепы и смешны. Попытки нечисти разрушить мир красоты и любви так и не увенчались успехом. Пузатый Пацюк Исторические личности и подлинные события в сюжете Историческая линия в сюжете повести придает фантастическим событиям иллюзию достоверности. В повести «Ночь перед Рождеством» описан конкретный исторический факт и имеющие к нему отношение люди: Екатерина II, государственный деятель князь Григорий Потемкин. Упоминание о человеке с бледным лицом в простом камзоле[7] указывает на далекого от придворной жизни Д.И. Фонвизина, великого русского сатирика, автора комедии «Недоросль». Действие повести относится ко второй половине XVIII в. В повести описано реальное событие: делегация запорожцев в декабре 1774 г. посетила Екатерину II с прошением сохранить Запорожскую Сечь, которую было решено упразднить. Власти были обеспокоены казачьим восстанием Емельяна Пугачева, который намеревался обратиться за поддержкой к запорожцам. Императрица дала обещание сохранить запорожскую вольницу, но через год по ее приказу казацкое войско было распущено, а Запорожская Сечь ликвидирована. Запорожцы во дворце Самобытность книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в невиданной прежде манере.Своеобразие языка повестей, колоритные картины малороссийского быта, блистательный юмор произвели огромное впечатление на читателей. Критик В.Г. Белинский назвал эти повести «поэтическими грезами Гоголя». О повести «Ночь перед Рождеством» критик написал, что Гоголем представлена «полная картина домашней жизни народа» с его «радостями и горестями». К этой повести, представляющей собой уникальный сплав из народной сказки, бытовой юмористической повести и исторической хроники, не ослабевает читательский интерес и в наши дни. Словарь 1. Дьячок – церковный служитель низшего звания. 2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе. 3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества. 4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня. 5. Стряпчий - должность мелкого чиновника по выполнению различных поручений. 6. Галушки – отваренные кусочки теста. 7. Камзол – старинный короткий приталенный мужской жилет.
© 2023, Попкова Ольга Ильинична 568