СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. В. Гоголь. "Заколдованное место", "Ночь перед Рождеством".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Гоголь родился в 1809 году в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребёнком, а всего в семье было 12 детей. Детские и юношеские годы будущий писатель провёл в деревне. Сильное впечатление на юного Николая Гоголя произвели рассказы бабушки Татьяны Семёновны: о бравых казаках и атаманах, о страшных ведьмах, вампирах и русалках. Поэтому неудивительно, что поверья, обычаи и традиции Малороссии – центральная тема в творчестве писателя.

Учиться Гоголь поехал в город, в Полтавское училище, но способностями к наукам будущий писатель не мог похвастаться. Хорошо ему давались только уроки рисования и русской словесности. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской «Гимназии высших наук», где проучился семь лет, с 1821 по 1828 год, изучал юстицию – правоведение. Здесь закалялся характер будущего писателя и формировался его литературный стиль.

Зимой 1829 года Гоголь приехал в Петербург. Биографы говорят, что именно тогда у писателя возникла идея написать сборник повестей в народном духе. В то время в письмах к матери он просил её присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к народным обычаям, поверьям и костюмам: «Я и теперь попрошу вас собрать несколько таковых сведений, если где-либо услышите какой забавный анекдот между мужиками в нашем селе, или в другом каком, или между помещиками. Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья. Да расспросите про старину хоть у Анны Матвеевны или Агафий Матвеевны: какие платья были в их время у сотников, их жён, у тысячников, у них самих? какие материи были известны в их время? и всё с подробнейшею подробностию. Какие анекдоты и истории случались в их время, смешные, забавные, печальные, ужасные? Не пренебрегайте ничем: всё имеет для меня цену».

Гоголь тогда служил чиновником. Он сам не раз говорил, что из службы вынес один полезный навык: сшивать бумаги. Благодаря этому навыку до нас дошли и его переписка с матерью, и с писателями и издателями того времени, в том числе и с Пушкиным.

В 1831 году в Царском селе Гоголь знакомится с выдающимися писателями того времени – Василием Жуковским и Александром Пушкиным, и эти знакомства сильно влияют на его литературную деятельность. Первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки…» была дописана летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске под Петербургом в доме княжны Васильчиковой, где подрабатывал учителем хозяйского сына. Рассказы Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» поэтично воссоздают образ тогдашней окраины Российской империи – «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» и другие. Мы рассмотрим повесть, которая завершает первую часть «Вечеров…» – это «Заколдованное место». Она написана на основе народного поверья. Здесь речь идёт о чудесной примете – если на кладбище вспыхивает свеча, то там находится клад.

В сюжете «Заколдованного места» переплетаются две линии – проделки чертей и поиск клада. Рассказ ведётся от имени дьячка местной церкви Фомы Григорьевича. Главный герой – старый казак, весёлый дед Максим – замечает рядом с домом место, где происходят всякие чудеса, и предполагает, что там зарыты сокровища. Несмотря на козни нечистой силы, дед добывает зарытый в землю котелок.

В повести переплетаются реальные и фантастические события, но есть точка, где сказка и быль соединяются – это и есть заколдованное место. Дед Максим случайно поминает черта – и тут же оказывается в другом месте и видит могилку со свечкой. Домой он идёт реальной дорогой, за лопатой, чтобы потом откопать клад. Волшебство начинается снова, когда он вновь ругается и попадает в чёртово место. Чудища мерещатся деду, они смеются над ним. Но, дед знает о примете, что нечистая сила пугает кладоискателей, и держится стойко.

Главная идея произведения – если получить богатство от нечистой силы, то радости и счастья не будет.

В «Заколдованном месте» используются диалектизмы и архаизмы – просторечные и устаревшие слова: чумаки – проезжающие торговцы; галушки – изделия из теста со сметаной; хутор – малый населённый пункт со своим хозяйством; баштан – огород в поле с арбузами, тыквой и дынями, заступ – синоним лопаты.

Гоголь очень ярко и живописно описывает главного героя повести. Это весёлый старый казак, который не прочь и истории послушать, и поплясать на празднике, и на язык не воздержан, нет-нет, да и помянет нечистого не к месту.

В «Заколдованном месте» присутствуют элементы сказки – троекратное действие (дед три раза оказывается у могилки) и поучительный финал. Дед становится очень религиозным, и перестаёт ругаться. Ну, и конечно же, ещё один элемент сказки – это мораль: не гоняться за кладами, потому что незаработанное и незаслуженное богатство превращается в прах, как у деда Максима: «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

Николай Гоголь – классик русской литературы, считается основателем «натуральной школы» в литературе.

Современники Гоголя, среди которых критик Виссарион Белинский, писатель-революционер Александр Герцен и поэт Александр Пушкин, очень хорошо приняли «Заколдованное место» и весь сборник его украинских рассказов в целом. Пушкин писал: «Сейчас прочёл "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

Замысел«Вечеров на хуторе близ Диканьки» и его воплощение Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках. В 10-летнем возрасте Николай был отдан в училище в Полтаве, после в Нежинский лицей, где проучился 7 лет. В 1828 г. Гоголь уехал в Петербург, чтобы поступить на службу. Он был полон желания послужить Отечеству по ведомству юстиции, чтобы «законами исправлять порядки и нравы». Однако карьера чиновника скоро Гоголя разочаровала и потеряла для него ореол «великого служения родине». Служба показалась ему бесплодным и скучным занятием. Он пробовал стать актером, решил испытать себя на литературном поприще. Гоголь под псевдонимом В. Алов напечатал небольшим тиражом на собственные средства поэму, которую сочинил еще в Нежине. Вышли только две рецензии, отзывы на поэму были разгромными. Потрясенный Гоголь выкупил все непроданные в книжных лавках экземпляры своего произведения, сжег и решил стихов более не писать. Он снова поступил на службу, подрабатывал частными уроками. Гоголь продолжал пробовать себя в писательском ремесле, в 1830 г. была опубликована в журнале его первая повесть без имени автора «Ночь накануне Ивана Купала». Еще в годы учебы Гоголь стал записывать все интересное, что узнавал, эти записи он называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией». Большая часть записей представляла собой сведения о быте, нравах, преданиях Малороссии. Он решил написать о том, что ему хорошо знакомо: о жизни малороссийского народа.Гоголь просил мать и сестер писать ему об особенностях народного быта, обычаях, деталях национальной одежды. Так началась работа над созданием сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Четыре повести были завершены к лету 1831 г. и составили первую часть сборника. Эта книга стала подлинным дебютом писателя. В 1830 г. Гоголь встретился с издателями П.А. Плетневым и А.А. Дельвигом, завязал знакомство с поэтом В.А. Жуковским. Весной 1831 г. Жуковский познакомил молодого литератора с А.С. Пушкиным. Эти знакомства помогли Гоголю обрести веру в свои писательские способности. Рукопись «Вечеров на хуторе близ Диканьки» была отдана в печать. Гоголь осознал, что его сочинение ждет популярность во время посещения типографии: он застал наборщиков, которые «помирали со смеху, набирая его книгу». Пушкин оценил высокую художественность и юмор повестей, написал, что «Вечера» его изумили «своей веселостью, искренней, непринужденной». Уже в сентябре 1831 г. книга была напечатана и поступила в продажу, ее стремительно раскупали. К двадцатидвухлетнему писателю пришла слава, теперь главным делом в жизни Гоголя стала литература. Вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Гоголь дописал в марте 1832 г. Сборник включает с себя 8 разнородных по стилю и тематике повестей.Издатель Плетнев посоветовал автору придумать персонаж, который бы стал связующим звеном для всех повестей. Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя. В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу. В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни. Вторая часть сборника начинается повестью «Ночь перед Рождеством», которую Гоголь начал писать в 1830 г. и закончил в начале 1832 г. Название повести указывает, что действие происходит на кону невеликого праздника. Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей В предрождественскую ночь силы зла словно стараются успеть выместить зло на «добрых людях», навредить им. К силам зла в повести относятся ведьма, черт и колдун, которые норовят склонить людей к греху, отворотить их от добра. С этими персонажами связаны сверхъестественные происшествия. Чтобы помешать людям веселиться и колядовать, нечистая сила старается разрушить очарование рождественской ночи, делает все, чтобы мир погрузился во мрак: ведьма собирает на небе звезды, черт крадет месяц. Темные силы существуют в двух мирах, реальном и фантастическом, между которыми стерты границы. Нечистой силе ничто человеческое не чуждо. Черт в народной мифологии наделен непривлекательным «животным» обликом: рога, копыта, хвост, мордочка с козлиной бородкой, нос-пятачок, как у свиньи. Гоголь портрет черта дополняет деталями, которые приближают его к человеку: «не белее трубочиста», повадками похож на немца (так называли всех чужаков), тонкими ножками на проворного франта, сзади черт напоминал провинциального стряпчего[5] в мундире. Проявляет себя черт как ухажер Солохи: целует ей ручки, охает, хватается за сердце. Он хитрый, ловкий, мстительный и трусливый проказник. Даже в мистической ситуации похищения месяца черт иронично изображен как мелкий воришка, сующий себе в карман украденную вещь. Образ Солохи-ведьмы еще более очеловечен, в ее натуре колдовские чары и бытовые интересы присутствуют в равной степени. Лукавая вдовушка «очаровывает» самых богатых и степенных казаков Диканьки, более всего ее привлекает Чуб, она мечтает прибрать к своим рукам его богатое хозяйство. После ночного полета за звездами ведьма становится расторопной хозяйкой, занимается домашними делами. У Солохи благочестивый сын, она и сама ходит в церковь. Но вера ее показная, она в сочельник, когда еще не завершился строгий пост, устраивает разгульные посиделки для своих ухажеров. В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек[6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот. Между добром и злом в повести есть определенные связи: ведьма Солоха была матерью набожного кузнеца, Пацюк помогал иногда своим односельчанам как знахарь, черт вынужден подчиниться воле человека. Нечистая сила не вызывает страх, эти мистические образы в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем изображены с юмором, они нелепы и смешны. Попытки нечисти разрушить мир красоты и любви так и не увенчались успехом. Пузатый Пацюк Исторические личности и подлинные события в сюжете Историческая линия в сюжете повести придает фантастическим событиям иллюзию достоверности. В повести «Ночь перед Рождеством» описан конкретный исторический факт и имеющие к нему отношение люди: Екатерина II, государственный деятель князь Григорий Потемкин. Упоминание о человеке с бледным лицом в простом камзоле[7] указывает на далекого от придворной жизни Д.И. Фонвизина, великого русского сатирика, автора комедии «Недоросль». Действие повести относится ко второй половине XVIII в. В повести описано реальное событие: делегация запорожцев в декабре 1774 г. посетила Екатерину II с прошением сохранить Запорожскую Сечь, которую было решено упразднить. Власти были обеспокоены казачьим восстанием Емельяна Пугачева, который намеревался обратиться за поддержкой к запорожцам. Императрица дала обещание сохранить запорожскую вольницу, но через год по ее приказу казацкое войско было распущено, а Запорожская Сечь ликвидирована. Запорожцы во дворце Самобытность книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в невиданной прежде манере.Своеобразие языка повестей, колоритные картины малороссийского быта, блистательный юмор произвели огромное впечатление на читателей. Критик В.Г. Белинский назвал эти повести «поэтическими грезами Гоголя». О повести «Ночь перед Рождеством» критик написал, что Гоголем представлена «полная картина домашней жизни народа» с его «радостями и горестями». К этой повести, представляющей собой уникальный сплав из народной сказки, бытовой юмористической повести и исторической хроники, не ослабевает читательский интерес и в наши дни. Словарь 1. Дьячок – церковный служитель низшего звания. 2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе. 3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества. 4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня. 5. Стряпчий - должность мелкого чиновника по выполнению различных поручений. 6. Галушки – отваренные кусочки теста. 7. Камзол – старинный короткий приталенный мужской жилет.

07.12.2023 06:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП