СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новости с семинара учителей-логопедов г. Костромы

Нажмите, чтобы узнать подробности

19 декабря прошёл семинар логопедов г. Костромы, на котором нам сообщили много новой и полезной информации. Перед нами выступила заведующая областной ПМПК Винокурова Е. К., которая подробно рассказала о методах и приёмах логопедической работы по сопровождению детей с ОВЗ в свете новых требований при реализации ФГОС. Вопросами обсуждения являлись: 1) формирование логопедических заключений по результатам диагностики обучающихся с ОВЗ, 2) логопедическое представление обучающегося на ПМПК в свете новых требований при реализации ФГОС ОВЗ, 3) методы и приёмы логопедической работы по сопровождению обучающихся с РАС, 4) обсуждение опыта по апробации УМК "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов" по корекции речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, автора - Ишимовой Ольги Анатольевны.

Таблица с новыми формулировками заключений учителя-логопеда.

Дошкольники

Школьники

Нарушения речи/ ТНР (первичная речевая патология)

Заключение состоит из:

  1. Описания структуры дефекта по психолого-педагогической классификации (симптомологический уровень) -

ТНР (по ФГОС НОО ОВЗ отнесены к категории ОВЗ):

  1. Тяжёлая степень заикания,
  2. Общее недоразвитие речи (ОНР) I, II и III уровня;
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие/ нарушение речи (ФФНР);

Нарушения речи без отнесения к ОВЗ:

  1. Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), а также фонетический изолированный дефект (ФИД)
  2. Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР) – остаточные явления скоррегированного логопедом ОНР;
  3. нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – IV ур.
  4. Нарушение темпа и ритма речи лёгкой /умеренной степени
  1. Указания формы речевой патологии по клинико-педагогической классификации:
  1. моторная /сенсорная /сенсомоторная алалия / афазия,
  2. нарушения голоса (афония/ дисфония),
  3. простая / сложная (полиморфная) (органическая /функциональная) дислалия артикуляторно-фонетической /

акустико-фонематической / артикуляторно-фонематической формы;

  1. бульбарная / псевдобульбарная /корковая / подкорковая (экстрапирамидная) / мозжечковая / кинетическая премоторная /стертая форма дизартрии (дизартрический компонент невыясненного генеза);
  2. врождённая / приобретённая открытая / закрытая органическая ринолалия / функциональная ринофония / фонастения
  3. /невротическое/ неврозоподобное заикание тонического/ клонического/ тоно-клонического характера (тяжёлой/ умеренной/ лёгкой степени) /тахилалия/ брадилалия/ полтерн (спотыкание).

Заключение состоит из:

  1. Описания нарушения устной речи (см дошкольников) по психолого-педагогической и клинико-педагогической классификациям
  2. Констатации вторичного нарушение письменной речи, например:

1 полугодие 1 класса - трудности овладения письмом и чтением/ недостатки формирования письменной речи

2 полугодие 1 класса – 1 полугодие 2 класса - нарушение формирования процессов письма и чтения (дислексия /дисграфия развития/ эволюционная дислексия / дисграфия)

2 полугодие 2 класса

виды дислексии (Р. И. Лалаева): фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная;

формы дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания,аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая.

С 3 класса – те же виды и формы + возможно дисорфография.

Понимание детской дисграфии в соответствии с современной теорией логопедии отражено в ее классификации, разработанной сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена в 70-80-х годах XX столетия. В создании этой классификации принимали участие Л.Г. Парамонова, В.А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Л.С. Волкова, Г.А. Волкова и другие ученые. Источник: http://superinf.ru/view_article.php?id=34

Примеры формулировок

•ОНР (III уровень), выход из моторной алалии; фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. • Фонетико-фонематическое нарушение речи, сенсорная функциональная дислалия; дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. • НВОНР выход из алалии невыясненного генеза; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия. • Лексико-грамматическое недоразвитие, семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия, дизорфография.

При отсутствии нарушений – речевое развитие соответствует возрасту / нарушений речи не выявлено.

При отсутствии нарушений – развитие устной и письменной речи обучающегося соответствует возрасту, лёгкая /умеренная/ дизорфорафия обусловлена социально-педагогической запущенностью.

При нарушениях опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Речевое развитие соответствует возрасту/ возможны любые варианты речевых нарушений как первичного, так и вторичного характера, часто с дизартрическим компонентом (стёртая) или любой из форм дизартрии (см. ТНР и нарушения речи) добавляем у ребёнка с НОДА.

Возможны любые варианты нарушений устной и письменной речи как первичного, так и вторичного характера, добавляем у обучающегося с НОДА.

ЗПР

  • Речевое развитие в нижней границе / приближено к возрастной норме./
  • Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности произносительной стороны речи и навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов (по типу ФФНР) м.б. с дизартрическим компонентом у ребёнка с ЗПР./
  • Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности лексико-грамматической стороны речи м.б. с дизартрическим компонентому ребёнка с ЗПР./
  • Недостаточная сформированность средств языка (по типу ОНР) м.б. с дизартрическим компонентому ребёнка с ЗПР./
  • Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи м.б. с дизартрическим компонентом (при подозрении на УО) у ребёнка с ЗПР/УО (?)

(По Ястребовой)

Развитие устной и письменной речи в нижней границе / приближено к возрастной норме./

Риск формирования нарушений процессов чтения и письма, обусловленных слабой сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности … (см.дошкольников) у обучающегося с ЗПР./

Начало:

1 полугодие 1 класса - трудности овладения письмом и чтением/ недостатки формирования письменной речи,

2 полугодие 1 класса1 полугодие 2 класса - нарушение формирования процессов письма и чтения (дислексия развития/ эволюционная дислексия/ легастения).

2 полугодие 2 класса - недостатки письма и чтения / несформированность процессов чтения и письма (не может овладеть чтением и письмом),

С 3 класса – то же +дисорфография,

Окончание:

обусловленные слабой сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности … (см.дошкольников) у обучающегося с ЗПР./

С 4 класса м.б.остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.

24.12.2016 00:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП