СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обобщение опыта работы
Сообщение подготовила
учительница н\кл.
МБОУСОШ № 2
г. Алагира
Чельдиева М.К.
2013 г.
С вашего позволения я, как учитель-практик,
расскажу о развитии творческих способностей вверенных мне учеников (слайд № 1).
Прежде всего, хотелось бы отметить, что нам с вами, как никому другому, наглядно видны издержки современной жизни, современной цивилизации и современного воспитания. С каждым новым набором детей мы все больше убеждаемся, что чем совершеннее техника, чем лучше условия жизни, тем почему-то ниже мотивация к обучению, уровень развития детей, да и просто воспитанность, усидчивость, умение воспринимать. А ведь народ давно подметил, что «сытое брюхо к учению глухо».
Слишком многие из молодых родителей не умеют налаживать контакт со своими детьми, быть для них авторитетными, уважаемыми папами и мамами. Многие не умеют распределять время своих чад, правильно организовывать их режим дня. Многие под привитием уверенности в себе стали развивать в детях распущенность и вседозволенность. Вместо чтения сказки перед сном – мультик на DWD, в качестве подарка на день рождения вместо красочной книжки, конструкторов или просто куклы – мобильный телефон или даже компьютер. И начинается многочасовое бдение с мобильником или «компом»…
Все меньше и меньше остается времени на живое общение между членами семьи, все меньше и меньше времени уделяется общению с книгами, совместным походам в библиотеку, приобщению к настоящим жизненным ценностям… Детям часто не к чему стремиться, так как почти все, о чем можно мечтать, родителями приобретается сразу, «лишь бы ребенок не чувствовал себя хуже других».
По роду своей деятельности сталкиваясь с такой картиной чуть ли не ежедневно, поневоле начинаешь думать, что наряду с открывающимися перед человечеством колоссальными возможностями, технический прогресс способствует и развращению подрастающего поколения как в прямом, так и в переносном смысле. У детей мало интересов, скудный, если не сказать ограниченный словарный запас, да и во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими, меньше и меньше стало добра, взаимопонимания, терпимости, зато все больше жесткости, черствости, равнодушия. Раньше, еще каких-то 10-15
лет назад, мы всем классом плакали над рассказом Льва Толстого «Лев и собачка», не могли без содрогания слушать про убийство Муму, с грустью внимали рассказу Коста «Охота на тура»…А сейчас читаешь эти произведения, заново переживая за давно и навеки полюбившихся персонажей, краем глаза
следишь за реакцией детей, и что же? В лучшем случае заблестят слезки в глазах у нескольких учеников… Я понимаю, что время всегда вносит свои коррективы
и современные дети в силу обстоятельств становятся черствыми, а не рождаются такими. Но как-то неуютно становится на белом свете после того, когда ты из сил выбиваешься, пытаясь пробудить и развить сознание ребенка, а натыкаешься на нежелание, непонимание, элементарную лень как со стороны учеников, так и со стороны их родителей…
Постоянно думая над тем, как выправить положение хотя бы в рамках своего класса, я поняла, что без незаменимой воспитательской помощи книг не обойтись. Никакой компьютер, никакие современные фильмы и мультики не заменят общения с добрыми, верными настоящим жизненным идеалам книгами. Заставить детей что-либо прочитать помимо домашнего задания практически невозможно. Как же приобщить их к чтению? Соблазнить выставками детских изданий, организуемыми в классе, совместными походами и мероприятиями, проводимыми в городских библиотеках, можно только единиц, а в классе детей поболее. В связи с этим, еще со своим предыдущим классом я решила заняться проектной деятельностью. Объяснив детям, что время уроков всегда расписано и строго ограничено, а в жизни так много интересного, увлекательного, до чего мы просто не успеваем дойти из-за нехватки времени, предложила им организовать кружок, на котором мы будем заниматься исследованиями в различных областях. Мы, как настоящие ученые, будем разрабатывать только интересующие нас темы… Естественно, что после такого вступления глаза у всех загорелись, и в ответ на вопрос, кто хочет записаться в этот кружок, был поднят лес рук. «А что вас интересует?- повела я дальше разговор. – Какие области окружающего мира вы хотели бы изучить?» Какие только сферы жизни дети не затронули! И космос, и флору, и фауну, и происхождение жизни на Земле, и даже религию. Как говорится, куй железо, пока горячо. Все предложенные детьми темы я выписала на доску. Обстановка была для детей настолько нестандартна и необычна, что даже самые тихие и обычно замкнутые ученики чуть-чуть раскрылись и темы сыпались, как из рога изобилия (слайд 2).
Когда все высказались и мнение каждого было учтено, что очень важно, я еще раз отметила, какие у меня любознательные дети, как много у них интересов, как многое они хотят узнать. Затем детям было предложено путем голосования остановиться пока на какой-нибудь одной теме, чтобы не было хаоса, чтобы
поэтапно рассмотреть все интересующие детей вопросы. Большинством голосов была выбрана тема «Собаки», но так как она очень обширна, объемна и должна была по моему замыслу носить не только развлекательный, но и познавательный характер, между детьми были распределены более конкретные подтемы: одни учащиеся решили собрать стихи и песни о собаках, другие –
отражение мира этого животного в загадках, пословицах, третьи захотели найти ответы на другие вопросы, связанные со способом ухаживания, выведения новых пород собак. Я, например, благодаря детям узнала, что отрезание кончиков хвостов и ушей собак называется купированием…
Весь собранный детьми материал был оформлен и представлен в виде проектов (слайды 3). Деятельностью нашего кружка заинтересовались дети из других классов, и мы решили (слайд 4) составить для них наш самый первый коллективный проект «Собака – друг человека» (слайд 5). Надо было видеть, с каким интересом дети толпились у нашей газеты в коридоре! А как мои ученики были довольны своей работой, их прямо распирало от гордости за свой труд!
Вот так потихоньку, шажок за шажком мы с родителями стали приобщать детей к чтению (слайд 6). Ведь чтобы ответить на поставленный вопрос, надо прочитать много книг, надо пролистать много журналов, отыскать нужные картинки, из их обилия выбрать наиболее подходящие, удачные. Затем все это красиво, аккуратно оформить (слайды 7-8), но, самое главное, нужно собранный материал так представить членам кружка, чтобы и их заинтересовать своей работой (слайд 9), чтобы она по достоинству была ими оценена. Из самых аккуратных (слайд 10) объемных проектов мы всегда устраиваем выставку под заголовком «Наше творчество» (слайд 11). Когда ребенок видит, что его работа украшает класс, что ею гордятся не только он и члены его семьи, но и одноклассники во главе с учительницей (слайд 12), все гости класса – какая еще награда нужна ребенку (слайд 13)!
Одни из проектов предыдущего класса были посвящены животным и растениям, занесенным в Красную книгу РСО-Алания (слайд 14). Прежде, чем приступить к работе над раскрытием данной темы, мы с детьми еще раз побеседовали о катастрофическом состоянии, в котором по вине человечества оказалась наша планета. Акцент на эту животрепещущую тему я стараюсь делать всегда и по возможности на всех уроках, поэтому дети с радостью согласились окунуться в экологические проблемы нашего края и выяснить, какие животные и растения Осетии ждут нашей помощи, находясь на грани исчезновения. Предварительно договорившись с работниками заповедника, организовала экскурсию, во время которой детям было рассказано о проводимой в заповеднике работе, был продемонстрирован фильм о наших пещерах, снятый непосредственно при участии самих «лекторов». Дети познакомились с автором книги «Северо- Осетинский государственный
заповедник» Поповым А. Видеть настоящих ученых и писателей для детей было необычно и познавательно. После такой интересной, захватывающей экскурсии дети были готовы взяться за любую работу (слайд 15), поэтому я позволила себе распределить между ними отобранные мной заранее темы о животных, птицах и растениях. Работа шла кропотливая. В декабре дети стали приносить уже готовые проекты (слайды 16, показ выставки из проектов детей).
Когда я увидела, сколько материала было собрано, родилась идея защиту проектов провести в виде открытого мероприятия, где каждый сможет хотя бы вкратце осветить свою работу. Получилось масштабное мероприятие «Суд над человечеством» (слайд 17), в котором мы постарались охватить все подготовленные ребятами работы. Мои выпускники играли роли прокурора, адвокатов и судьи, остальное взяли на себя третьеклашки. Песни разучили, стихи (кстати, найденные самими детьми – это тоже проект учеников, вызвавшихся отыскать стихи, песни, пословицы и высказывания великих людей об охране природы), класс оформили, пригласили гостей и осуществили наш замысел… Ни с чем не сравнить удовольствие, полученное от качественно выполненной работы! Глаза блестели не только у гостей, но и у самих детей. Они так старались не подвести меня, с честью представить наш класс, так проникновенно читали стихи и пели, с таким интересом представляли свои проекты, что гости ушли от нас в эйфории…
Как рождаются темы для наших проектов? Да их преподносит сама жизнь! Например, мы побывали в местном краеведческом музее (слайд 18). Честно говоря, никаких целей специальных, кроме как посмотреть экспонаты и окунуться в историю нашего края, мы не преследовали. Однако потом нам в голову пришла идея разработать новые темы для своих работ и на этот раз посвятить их истории нашего народа. Естественно, я немного подтолкнула детей к тому, что историю своего народа, жизнь своих предков должен знать каждый уважающий себя человек.
Дети поняли меня с полуслова и стали дальше развивать мысль о том, как бы нам использовать тот удивительный материал, который нам с большим удовольствием представили работники музея. Решено было опять заняться подготовкой проектов. Какие только темы мы не учли: и старинные сооружения, дома осетин; и святые места; и старинные предметы обихода; и украшения; и оружие осетин; и орудия их труда; и вещи, в которые одевались прабабушки и прадедушки ребят; и даже происхождение пива, которым так прославилась Осетия (показ проекта Заура). Потом пошли темы, касающиеся непосредственно нашего района: люди разных профессий и великие спортсмены (слайд 19), благодаря которым весь мир узнал о нашем городе, нашем районе (показ проектов первоклассников)… Кто-то захотел составить свой личный проект, а кто-то решил совместно со своими единомышленниками составить коллективный проект, название для которого возникло само по себе – «История Осетии в рисунках и фотографиях».
Материал о (слайд 20) проводимых у нас мероприятиях не раз освещался в районной газете «Заря», чему я очень рада (слайд 21). Ведь читая о себе в газетах, дети проникаются уважением к своему труду, начинают осознавать,
что они заняты очень важным (слайд 22), полезным и нужным делом, что тоже способствует развитию мотивации к обучению и повышению собственной самооценки.
Дети по-разному оформляют свои работы: стенгазеты и раскладушки (слайды 23, 24, 25, 26), открытки (слайд 27), презентации (слайд 28), доклады
(слайд 29), фотоальбомы (слайд 30), в виде рисунков (слайд 31, 32, 33), в виде поделок (слайд 34) – кто во что горазд. У нас есть и коллективные проекты (слайды 35, 36), и индивидуальные (слайды 37, 38), и парные (показ ребусов первоклассников), и групповые (показ сборников пословиц и поговорок первоклассников).
Со своим нынешним классом проектной деятельностью мы занялись уже с первого года обучения. Самыми первыми работами были (показ проектов) «Рисуночное письмо», «Моя любимая буква», «Фруктово-ягодная азбука», а с работой «Город, в котором мы живем» (показ проекта), мы вышли на районный конкурс «Зонады фидан».
Учитывая возрастные особенности своих учеников, темы подбираю пока попроще: это и «Сборник ребусов», «Мудростью богаты…» - сборник пословиц и поговорок», «Сборник многозначных слов», и «Сборник творческих работ»… Параллельно с русским языком была проводится работа и по осетинскому языку. Дети подготовили проекты «Уыци-уыциты амбырдгонд», «Амбисандты амбырдгонд», « Нахи шифр» и другие.
Естественно, что прежде, чем приниматься за подготовку той или иной из названных работ, темы прорабатываются на кружковых занятиях, а после подготовки проектов - их защита. Например (слайд 39), многозначным словам мы посвятили целый праздник, на который пригласили гостей. Дети показали прекрасное владение темой, подготовив и сценки, и стихи, и шуточные выступления, используя весь накопленный материал… Все остались довольны.
Очень интересно, на мой взгляд, прошло мероприятие, посвященное истории возникновения Олимпийских и Паралимпийских игр (слайд 40 ), на которое мы пригласили детей из других классов. Очень много нового мы, взрослые, открыли для себя из сообщений детей.
Сейчас в процессе подготовки несколько мероприятий: на «КВН по русскому языку» (слайд 41) дети продемонстрируют умение разгадывать ребусы, анаграммы, кроссворды, а на празднике «Гордость и слава Осетии» (слайд 42) расскажут о прекрасных сынах и дочерях Осетии, прославивших нашу родину…
Планов много, а вот осуществятся ли они, и как осуществлятся, покажет время. (слайд 43).
© 2015, Чельдиева Марина Коммунаровна 1182