СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение письму как важная составляющая письменной формы речи. Принципы письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этапе начальной школы закладывается навык красивого и грамотного письма, который в дальнейшем закрепляется и совершенствуется. Это дает возможность научиться создавать письменную форму речи. Принципы обучения письму формируют технологию учебного процесса.

Современная школа придерживается обучения курсивному письму. Такой принцип письма содержит буквы, которые связаны друг с другом. Способ курсивного написания призван для более быстрого и эффективного результата. Работа курсивом позволяет не отрывать ручку при написании. Не все готовы согласиться с таким мнением. Многие считают, что на письмо курсивом затрачивается много времени. С другой стороны, это эффективный способ научить писать ровно, красиво, с правильным наклоном, возможность научить ребенка воспринимать слово как целое. Этот стиль письма очень похож на прописи, которые многие помнят по своей начальной школе.

Задача педагога-помочь учащемуся освоить графический навык, начертание букв с помощью определенных движений руки, т.е. перекодирование звуков речи в соответствующие буквы.

В обучении письму выделяют несколько базовых принципов, а точнее восемь. К ним относятся:

✔ Принцип наглядности;

✔ Принцип сознательности;

✔ Принцип повторяемости;

✔ Принцип нарастания сложностей;

✔ Принцип учета индивидуальных особенностей;

✔ Принцип параллельного обучения письму и чтению;

✔ Принцип поэлементного изучения букв;

✔ Принцип одновариантного начертания письменных букв.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов:

Принцип наглядности.

Исходя из названия принципа не сложно догадаться, что главное в нем-это демонстрация процесса письма ученику. Это возможно сделать на тетрадном листе, на рабочей доске, в специальных прописях или на любом листе. Процесс демонстрации необходим для более точного понимания изображения элемента и буквы целиком. Невозможно обеспечить качественный процесс написания только на основе устного объяснения. В идеале важен трехсторонний процесс: озвучивание-демонстрация-практика (отработка, повторение). Подражание и копирование-главные действия для усвоения информации и формирования навыка.

Принцип сознательности.

Этот принцип говорит, что необходимо подробно и точно объяснять приемы и умения, которые необходимо сформировать педагогу у учащегося. Очень важно, чтобы ребенок не просто увидел, но и понял процесс написания. На начальном этапе освоения навыка письма необходимо, чтобы ученик освоил порядок написания и соединения букв, условия и правильность написания наклона и высоты букв, правильное положение ручки в руке, правильная посадка и расположение рук при письме.

Принцип повторяемости.

При этом принципе тренируется автоматизация навыка письма. Именно правильное повторения написания элементов и букв и повторного их написания помогает совершенствовать этот навык. Особенно этот процесс важен на начальном этапе освоения письма. Здесь необходимо помнить, что если ребенок по разным причинам прерывает занятия письмом, то происходит забывание изученного, т.к. навык еще не окреп. Поэтому, по возможности, навык надо тренировать в том числе и в выходные или каникулы, повторять форму букв, правила письма, соединение элементов.

Принцип нарастания сложностей.

Этот принцип подразумевает от простого к сложному. Это очень просто объясняется: вначале происходит изучение элементов букв, далее-написание буквы, после -сочетания букв, т.е. их соединение. Этот принцип является основным. Он основан на работе с формой буквы. Буквы существуют разные, какие-то из них графически понятны, некоторые более сложные по написанию, что и предполагает нарастание сложностей.

Принцип учета индивидуальных особенностей.

Этот принцип не менее важен, так как нельзя не учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждый имеет свои особенности развития, к которым можно отнести:

Зрение –близорукость, дальнозоркость;

Характер восприятия и переработки информации (репрезентативная система) -аудиал (ориентация на слух), визуал (ориентация на видение, картинку), кинестетик (ориентация на ощущения, прикосновение);

Физиологические особенности, отклонения-дрожание или подергивание рук, слабая моторика и т.п.

Особенности позы, манеры письма, расположение бумаги.

К этому необходимо добавить особенности воспроизведения форм букв, соблюдение последовательности и условий написания, соединение элементов, темп письма.

Если учесть перечисленные особенности и вовремя обратить на них внимание, это позволить скорректировать ситуацию, увидеть недочеты и исправить их.

Принцип параллельного обучения письму и чтению.

Данный принцип известен очень давно. Еще Ушинский ввел его в обучение более 100 лет назад. Изучая буквы, ребенок осваивает чтение. Поэтому рекомендуется параллельно с обучением письму учить детей и читать.

Принцип поэлементного изучения букв.

Ребенку необходимо понимать и освоить правильное написание элементов каждой буквы. Но это не значит, что речь идет об отрывном письме. Написание букв включает в себя непрерывные двигательные движения. Как ранее уже говорилось, важно не просто изображать элементы, но и правильно соединять их, производить цельные законченные движения, сопровождаемые вполне естественным движением руки.

Принцип одновариантного написания письменных букв.

Для красивого письма важно, чтобы буквы были не только ровными и равными по ширине, высоте, углу наклона, но и имели одинаковую форму при написании. К примеру, есть буквы, которые при написании в форме своей имеют овал. К таким относятся: а, о, О, б, д, ф, Ф, ю, Ю. Некоторые буквы содержат прямые линии, переходящие в овал: ъ, ь, Б, Ы. Некоторые буквы содержат линии с петлей, например, В и другие элементы.

Данный принцип можно наблюдать через постоянство написания форм букв и их элементов.

Достичь правильного и качественного навыка можно с помощью многократного повторения однообразных элементов, выполнения однообразных действий.

Перечисленные принципы определенно имеют важность для обучения письму. Они являются основой и опорой для развития навыка письма. Не менее важны и методы, следуя которым можно сформировать этот навык.

08.09.2023 12:56


© 2023 384

Рекомендуем курсы ПК и ПП