СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья посвящена поиску оптимальных способов организации учебной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках биологии. Обоснованно положительные стороны применения проектной деятельности.
Ключевые слова: коррекционная помощь, урок, мотивация, компетентностный подход, структура учебной деятельности, метод проектов.
The article is devoted to the search for optimal ways of organizing the educational activities of children with special educational needs in biology lessons. Reasonably positive aspects of the application of project activities.
Key words: correctional assistance, lesson, motivation, competence-based approach, structure of educational activity, project method.
Проблема коррекционной помощи детям с трудностями в обучении не перестает быть актуальной благодаря увеличению их количества. Без специальных педагогических мероприятий дети с особыми образовательными потребностями не могут усвоить учебную программу. Прежде всего, это связано с несформированностью учебно-познавательной деятельности у детей, нарушениями внеинтеллектуальных компонентов учебно-познавательной деятельности, работоспособности, уровня произвольной регуляции поведения, мотивации.
Федеральные стандарты специального образования открывают широкие возможности для создания вариативных программ, внедрения инноваций и новых технологий, направленных на создание оптимальных условий для самоопределения каждого ученика в соответствии с его познавательных возможностей.
Традиционная классно-урочная система не стимулирует детей к самостоятельной организации собственных действий и умений. И как результат - большая часть того, что запланировано на урок, не усваивается. В их сознании и остаются смутные, не пол ' связаны между собой представления и понятия.
В последнее время в отдельных массовых и специальных школах началась работа по замене традиционной предметной системы интегративной. Суть ее заключается в замене последовательного олицетворенного изучения отдельных дисциплин учебного плана синхронным усвоением одновременно нескольких логически близких по содержанию микросистем знаний и умений, в совокупности обеспечивает создание у учащихся целостной картины определенного участка мира и является подготовкой к сознательному усвоению содержания учебных предметов в последующие годы
У детей с трудностями в обучении, которые имеют пониженную работоспособность, отсутствие или слабость эмоционально-волевого напряжения при решении учебных задач, недостаточность инициативы в комплексе «осмысленная инициатива», неадекватность самооценки и преобладание игровой мотивации поведения, недостаточная самоорганизация и недостатки самоконтроля мешают выполнению учебного задания.
Многие из этих проблем позволяет решить популярный сегодня метод проектов.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, модель, сценарий и тому подобное.
Проектная деятельность учит ученика преодолевать трудности, работать над собой, применять знания для решения проблем на практике. Основатель метода - Джон Дьюи, еще в 1884 году в Чикаго, в экспериментальной школе разработал и ввел учебный план, который был подчинен целесообразной деятельности учащихся в соответствии с их интересов и жизненных потребностей. Приобретенные в процессе реализации проекта знания, умения и навыки не только получают особые прочность и осознание, но и ассоциативно связанные с полученным удовольствием, что становится толчком к новому поиску.
Уильям Килпатрик разработал «проектную систему обучения» или метод проектов. Ученики включаются в практическую деятельность, через которую они овладеть теоретическими знаниями.
В последнее время в связи со становлением парадигмы личностно ориентированного образования, метод проектов переживает второе рождение как эффективное дополнение к другим педагогических технологий. Дать ответы на вопросы можно с помощью проектирования чему-то научить, можно, конечно, попробовав его использования. Публикации из опыта работы утверждают, что этот метод учит решать повседневные педагогические проблемы и вызывает интерес к предмету.
Слово проект, с латинского «projectus» - «брошенный вперед». Проект - это совокупность определенных действий, текстов, предназначенных для создания реального продукта
Участие в проектной деятельности способствует развитию ключевых компетенций ученика, жизненной компетентности в целом, однако важнейшими направлениями применения метода проектов для развития жизненной компетентности является развитие социальной, политической и поликультурной компетенции.
Экологические проекты направлены на изучение состояния окружающей среды, устранение факторов загрязнения окружающей среды, формирование у учащихся бережного отношения к природе.
Особенности проектной деятельности в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- постоянное сопровождение взрослым;
- практическая направленность;
- педагоги работают вместе с детьми.
В основе компетентно ориентированного образования лежит человек как проект мира. Основной задачей является научить человека подходить к знаниям как к инструменту решения практических проблем.
Смыслом воспитания является создание условий для саморазвития и самопрезентации; ранняя профессиональная ориентация; создание мотивации для ведения профессиональной деятельности и построение ее на основе индивидуального развития.
Итак, основная идея проектной технологии «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» и применения различных форм и методов работы, а также апробация на практике с учениками дают возможность утверждать, что проектная технология может эффективно применяться в учебном процессе с «особыми детьми».
Если применение метода проектов станет спланированной, целенаправленной и постоянной составляющей образовательного процесса, т в мы создадим условия для развития у учащихся широкого круга компетенций в области усвоения различных способов познавательной деятельности, коммуникативных и организационных, деятельностных умений и качеств, тем самым усилим личностно ориентированную направленность образовательного процесса.
Критериями оценки результатов учащихся служат уровне развития тех или иных компетенций
- овладение способами познавательной деятельности;
- умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки информации. Коммуникативные и адаптивные качества;
- умение сотрудничать, противостоять трудностям;
- самоорганизации, умении ставить цель;
- составлять план, проводить рефлексию, сопоставлять цели и действие.
Список литературы
© 2021, Мордвинцев Всеволод Дмитриевич 260