СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности.
У маленьких учеников спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?» - Рук поднялось не сосчитать!
Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?». Рук поднялось примерно пять.
В девятых классах Токмаков опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?». Рук поднятых не видать.
А ведь ребята, в самом деле, когда-то рисовать умели.
И солнце на листках смеялось…
Куда всё это подевалось?
Как вы думаете, называется это стихотворение Валентина Берестова?
Правильно! Оно называется «Потеря».
Чтобы такой потери не случилось, чтобы повысить мотивацию к творческой деятельности и качественно формировать художественные навыки, развивать творческие способности учащихся педагог должен использовать современные методы, средства и технологии обучения.
Особенно мне кажется целесообразно на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время применение проектно-исследовательской технологии.
Т.к. она учит: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникативные навыки, всё это должен уметь современный человек, чтобы достичь успеха.
Проектно - исследовательская деятельность-слайд 2
это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания.
При помощи проектов можно: слайд 3
1.Научить учащихся:
выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
находить конкретные собственные пути решения проблем;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2.Развивать у школьников исследовательские умения.
3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
5.Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения, развитию деловых качеств учащихся (лидер и т.д.)
В своей работе использую следующие виды проектов: слайд 4
По продолжительности выполнения проекты могут быть: 5 слайд
краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца),
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Результат (продукт) проектной деятельности 6 слайд
эскизный проект;
оформление массовых празднеств: фестивалей, вечеров, карнаваловИспользование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Приведу несколько примеров.
Начиная с первого класса, при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения»: учащиеся знакомятся с основными, составными и дополнительными цветами, возникает необходимость экспериментировать с цветами красок. Вопросы исследовательского характера возникают сами собой: как получить тот или иной цвет? Например: как получить оранжевый цвет для изображения апельсина, лисицы или тигра? Или, как получить зеленый цвет для изображения листвы деревьев, травы, если использовать только три основных цвета: красный, желтый и синий? А как получить коричневый, если его нет в коробочке с красками? А как получить цвет тела человека, сколько красок для этого необходимо смешать и какие цвета надо взять? Учащиеся экспериментируют, смешивают краски на палитре, получают новые цвета, совершают маленькие открытия.
Вы попали в Изумрудный город и все в нем изумрудного цвета: дома, мостовая, цветы, посуда. И вы все это видите. Попробуйте выдвинуть предположение, как мастера решили проблему цвета, и при этом ни одна вещь не потерялась на фоне другой. Пробуют получить разные оттенки, делают вывод, чтобы получить разные оттенки нужно добавить белый, чёрный, жёлтый и др. цвета.
Витрины магазинов. Данный проект реализуется в течение 2 уроков. Детям даётся задание посмотреть в интернете картинки витрин. На уроке они делятся на группы. В каждой 3 художника, один сценарист. Тему можно предложить каждой группе на выбор, или они могут придумать сами, можно сделать плоское изображение или объёмное, в различной технике. Коллаж, рисунок, аппликация и т.д. Перед каждой группой ставится условие, что они должны сделать презентацию так, чтобы нам захотелось ещё раз прийти к ним в магазин. Некоторые дети писали стихи, заманивали скидками и акциями, дети в конце урока сделали вывод: что витрина-это реклама магазина и от её оформления зависит, обратят ли на неё внимание придут ли клиенты.
В 7 классе на путешествие по музеям мира отводится 3 часа, но они разбросаны по году, я считаю целесообразным их объединить и выполнить проект «Великие музеи мира». Дети заранее получили задание по группам: посмотреть информацию, подобрать картинки про музеи электронные и распечатанные из журналов и газет по конкретному музею. На уроке они делятся на группы по 6 человек, в каждой группе выделяют экскурсовода, сценариста, 2 художника для составления «Афиши музея»- рекламы, 2 составителя электронной презентации. Работа длится 1,5 урока, а остальное время 1,5 урока происходит презентация.
В 6 классе вся вторая четверть посвящена теме Натюрморт.
К каждому уроку ребята готовят небольшие сообщения на тему Натюрморт, выполняют задания « натюрморт в графике, живописи, аппликации, мозайка, скульптура, коллаж, оформляют 1 группа готовит викторину по теме, 2 группа делают сообщение в виде методической таблицы, 3 группа делают презентацию, виды и техники выполнения натюрморта. На последнем уроке происходит презентация проекта.
На уроках во 2 классе происходит знакомство с различными художественными материалами и выполнение упражнений, связанных с исследованием всех возможностей тех или иных графических, живописных и конструктивных материалов. Например, при лепке из пластилина по теме «Изображение характера животного создаётся коллективный продукционный проект «Зоопарк» учащимся задаются вопросы по анализу геометрической формы предмета, в частности, из каких геометрических тел состоит то или иное животное, птица? А как можно вылепить их, если использовать только геометрические тела? И ребята выполняют это упражнение с большим удовольствием, анализируя в конце урока процесс выполнения задания. Дома каждый ребёнок должен был собрать материал о животном которого слепил ( описание, стихи, загадки, пословицы, интересные факты, или сочинить рассказ или сказку.)
Домашнее задание также носит исследовательский характер. Например: посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей, а затем уже на уроке, ребятам предлагается исследовать, каким образом можно смешать краски, чтобы получить нужные оттенки для изображения «зла» и «добра».
© 2017, Сомова Елена Александровна 2116