СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию проектно-исследовательских способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе формируются основы активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, делаются первые шаги по освоению приёмов анализа, синтеза изучаемых понятий, формируется начало оценки результатов своей работы.

В работе учителя начальных классов среди широкого спектра инновационных педагогических средств и методов особую значимость приобретает проектноисследовательская деятельность. Ей отводится большая роль как при проведении уроков, так и при организации внеурочной деятельности.

Процесс организации проектно-исследовательской работы в начальной школе имеет свои определенные особенности. Дети младшего школьного возраста по своему характеру исследователи в широком смысле этого слова: они охотно принимают участие в проектно-исследовательской работе. Являясь одной из наиболее продуктивных форм данного вида деятельности, они являются незаменимым средством в работе учителя при организации творческой работы. Структуру исследования, его форму педагог определяет в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, уровня развития обучающихся, изучаемого материала и целевой установки. При организации этой деятельности необходимо принимать во внимание возрастные аспекты в развитии школьников, их интересы, способности. Выполнять проектно-исследовательскую работу могут дети с разной степенью развития творческих и интеллектуальных способностей. Одни прекрасно справляются с разработкой индивидуального проекта, другие раскрывают свои способности в работе над групповым проектом. Главное, чтобы рассматриваемая проблема и предложенная учащимся тема были интересными, актуальными и важными для них. Так, в рамках предметов учебного плана можно предложить темы: «Математические развлечения в моей семье», «Числа в пословицах и поговорках», «Числа в моих спортивных достижениях», «Сезонные явления в окружающей природе», «Фирменные блюда нашей семьи», «Традиция наречения имени в нашей семье». Проектная деятельность предусматривает работу с различными информационными материалами, что создает условия для развития информационной компетентности.

Чтобы исследовательская работа была эффективной, учитель должен, не высказывая свои взгляды, соображения, вызвать интерес к предстоящей работе, показать значимость их деятельности, зарядить энергией и вселить уверенность в успешной работе над разрешением проблемы. При организации работы над проектом необходимо сформировать уважительные отношения, создать благоприятные условия, творческую атмосферу в классе, направленные на поиск решения исследуемой проблемы. В процессе работы важно создание ситуации успеха для каждого участника проекта: для этого необходимы одобрение, похвала, независимо от качества выполненной работы.

Особая роль на всех этапах работы, несомненно, отводится учителю, деятельность которого приобретает не только направляющий и корректирующий характер, но и предусматривает тщательную подготовку, методически обоснованное использование методов работы над проектом. Чтобы работа была эффективной, учитель сам должен владеть всем спектром исследовательских, поисковых, проектных методов. Работа учащихся изначально должна быть свободной, но регламентированной определенными правилами. В течение всей работы учитель, следит за ходом интеллектуальной работы ребят, ориентирует их на правильность решения проблемы, а иногда просто отходит в сторону, чтобы дети испытали радость от результатов своей деятельности.

Важно отметить, что успешность процесса формирования исследовательских навыков младших школьников в значительной степени зависит от его организации. Формирование проектно-исследовательской деятельности осуществляется поэтапно.

Отправной точкой на начальном этапе является отработка структуры исследования. Для этого уже в первом классе включаем в уроки задания на определение актуальности той или иной темы, формулировку проблемы, установление предмета и объекта исследования, цели, гипотезы, вытекающие из них задач исследования. Незаменимым приёмом в этом отношении являются тренинговые игры, направленные на развитие у первоклассников умений определять проблемы той или иной ситуации, выдвигать гипотезы, определять задачи, которые помогут решить проблему.

На втором этапе процесс развития исследовательского опыта младших школьников приобретает поступательный характер. Спектр выполняемых операционных действий расширяется и усложняется за счет включения в урок заданий, знакомящих школьников с элементами методов исследования: это и наблюдения, опыты, различного рода эксперименты, организация обсуждения результатов, формулировка выводов. От успешности этой работы зависит эффективность проектно-исследовательской деятельности младших школьников на следующих стадиях. Важным фактором успешной работы на данном этапе становится самостоятельность при выполнении проектной деятельности.

На третьем этапе происходит укрепление приобретенных позиций и расширение возможностей этой деятельности за счет увеличения уровня сложности проектов и разнообразия тем исследования. Трансформируется сам процесс исследовательской деятельности в связи с переориентацией на самостоятельную работу учащихся при постановке и решении учебно-исследовательских задач. Предусматривается работа по выработке у школьников четкости, всесторонности суждений, оформления обстоятельных выводов. На данном этапе эффективна интеграция содержания различных предметов учебного плана для решения проблем выбранных проектов.

На четвертом заключительном этапе презентуем результаты выполненной работы. Их демонстрация может проходить в разных формах: это и конференция, и «защита» проекта, публичные выступления. Продумывается обязательное сопровождение мультимедийной презентацией, иллюстративным материалом, состоящим из таблиц, графиков.

Работа по формированию проектно-исследовательских способностей младших школьников имеет чрезвычайную важность, так как она является одним из определяющих факторов не только хорошей учебы на следующих уровнях обучения, но и средством успешности во взрослой жизни.

Обеспечение эффективности проектной деятельности учащихся

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.

Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

  • выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
  • слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;
  • информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5- 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из вопросов, так называемым «проблемным вопросом».

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеурочной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить выполнения задания родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких -либо

научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.

05.04.2025 14:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП