СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С 2010 года в школах Красноярского края проводится стартовая диагностика первоклассников, разработанная Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (г.Москва). Она является отправной точкой для оценки индивидуальных достижений учащихся на разных этапах обучения в начальной школе и для планирования педагогической работы с отдельными учениками и с классом в целом.
В инструментарий стартовой диагностики включены лучшие классические методики изучения готовности детей к школьному обучению: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Они позволяют без больших затрат времени оценить большую часть показателей индивидуального развития ребенка, обеспечивающих успешность школьного обучения : развитие познавательной сферы,умение ориентироваться в системе условий задачи и действовать в соответствии с инструкцией, пространственную ориентацию и фонематический слух.
Кроме психодиагностических методик, стартовая диагностика включает инструменты, которые позволяют собрать большое количество контекстной информации. Для этого используются карты первоклассников, в которой собраны экспертные педагогические оценки готовности ученика к школьному обучению и особенностей его адаптации к школе, о родительских установках по отношению к школьному обучению, об условиях, которые созданы в семье для обучения первоклассника, о том как протекает адаптационный процесс и какие изменения происходят с новоиспеченным учеником в первые школьные недели.
Правильная организация работы с полученными результатами стартовой диагностики - одна из главных задач как школьной администрации так и учителя. Очень часто результаты остаются невостребованными только потому, что учитель затрудняется в освоении незнакомой формы представления информации. Нам кажется, что разобраться в профилях самостоятельно невозможно, мы опасаемся делать самостоятельные предположения, не имея четкой пошаговой инструкции, не решаемся говорить с родителями о результатах их детей.
Всё это приводит к досадной закономерности: огромная работа оказывается проделана напрасно, учителя, не видя ее результатов и смысла, теряют возможность воспользоваться очень важной и интересной информацией, которая могла бы помочь им в работе.
И в этом совсем нет вины учителя. Дело в том, что работать с этими профилями мы просто напросто не умеем. Нас этому никто не учил. Хотя как выяснилось, процедуры чтения профилей бы разработаны вместе с профилями. И эта информация была в нашем краевом ЦОКО. Но поделиться с работающими учителями они не почему-то не захотели. (Курсы «Поддерживающее оценивание: практика работы с техниками формирующего оценивания в нач.школе»)
Чтобы удобнее было работать с описанием профиля, обращать внимание нужно только на самое главное- на те показатели, по которым результаты ученика отличаются от среднего по классу (и в лучшую, и в худшую сторону) на два стандартных отклонения и больше. Если на профиле нет таких точек, отмечаем те, где результаты ребенка отличаются от средних просто достаточно сильно. Результаты выше среднего расцениваются как возможный ресурс, результаты ниже среднего рассматриваются как признак возможных проблем. Нужно помнить, что вверху над каждым столбцом есть отметка, позволяющая оценить достоверность показателя, - процент вопросов, на которые получен ответ. Если этот процент меньше 100- результат не достоверный.
План описания профиля.
Ну а сейчас я предлагаю поработать с профилями.
Познавательная сфера. (Шесть пунктов).
( На примере профиля показать проблемы и ресурс)
Индивидуально-личностные особенности ребенка. (7-12 пункты)
7.Мотивация -желание учиться.
8.Усвоение норм поведения в школе.
9.Успешность функционирования в роли ученика. (освоение роли ученика)
10. Взаимодействие со сверстниками (социально- психологическая адаптация ).
11.Эмоциональная стабильность ( тревожность-нетревожность)
НЕТРЕВОЖНОСТЬ ВЫСОКАЯ –ХОРОШО (ДО 60%), если 70% и выше, это уже инфонтильность
НИЗКАЯ - ПЛОХО
На конец первого класса и в последующие года
ТРЕВОЖНОСТЬ НИЗКАЯ – ХОРОШО ( ДО 40%), А ЕСЛИ НИЖЕ 40%- не адекватен
ВЫСОКАЯ- ПЛОХО (до 60%)
от 70% И ВЫШЕ ОЧЕНЬ ПЛОХО
12.Эмоциональное благополучие.
Семья как ресурс адаптации первоклассника (13-16 пункты).
13.Подготовка к школе в семье
14.Утановка родителей по отношению к школьному обучению (вклад родителей)
15.Условия ребенка в семье для обучения.
16. Помощь ребенку в обучении.
17. Цена адаптации ребенка в школе.( если цена высокая-плохо)
18.Индивидуальные особенности здоровья.
19.Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка (на его основе строится работа с ребенком)
20.Уровень готовности ребенка глазами учителя.
21. Уровень готовности ребенка глазами родителя.
22.Возростное соответствие массы тела и роста.
23.Физ.группа.
24. Группа здоровья.
Важные моменты профиля. (7,11,17, 14, 20,21,24 )
Когда мы читаем профиль Индивидуально-личностные особенности ребенка, первым нужно смотреть пункты 12,11,8 – это будет РЕСУРС
К ПРОБЛЕМАМ здесь нужно отнести пункты 7,9, 10.
Семья как ресурс адаптации первоклассника РЕСУРСОМ будет пункт 15.
ПРОБЛЕМА здесь – пункты 13,14.
При чтении интегральных характеристик с 17 по24
РЕСУРС пункт 17
ПРОБЛЕМА пункт 18,19.
Столбчатые диаграммы
Белый –низкий
Серый- средний
Черный- высокий
После чтения профиля нужно выявить проблемы и дать рекомендации по работе с детьми. На приме просмотренного профиля можно дать следующие рекомендации.
1.Вовлекать в парную работу.
2.Наблюдать за ребенком (как он общается со сверстниками)
3. Беседа с родителями о совместной работе с ребенком, учить слушать -слышать, заниматься математикой,.
4.Составить ребенку режим дня и заставлять его придерживаться.
ПЛАН действий ребенку
- не надо потакать ребенку и все ему поминутно напоминать
- должен быть алгоритм действий
5.Чаще играть с ребенком в настольные игры с правилами
© 2019, Горбаткина Светлана Витальевна 1942