СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Творческие игры на уроках.
Одной из самых благодатных формой творчества была и остается игра. Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Другое дело — игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию, т.е. должна быть творческой.
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней. стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.
Необходимо отметить, что творчески относящийся к своему делу учитель видит в ученике не только объект воздействия – сколько партнера, союзника по творческому процессу. А ведь именно игра может помочь создать в классе атмосферу партнёрства и взаимоуважения, укрепить веру ребенка в собственные силы, дать почувствовать вкус победы, как личной, так и коллективной.
Использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к предметам. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обще-учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие определенного наглядного и раздаточного материла, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление победителя или победителей.
Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры.
Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры.
Однако, эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы и у всех - и у слабых, и у сильных - создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога — создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться полной мере.
Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.
Приведу ряд примеров таких творческих игр на уроках русского
языка.
1. Задание: вписать в клетки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).
б |
|||||
б |
|||||
б |
|||||
б |
Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (бак, брат, бочка, братик и др.). Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень.
л |
||||
л |
||||
л |
||||
л |
(Лампа, лапка, лучик, лимон и др.)
а |
|||
а |
|||
а |
|||
а |
( Аист, ваза, кран, шина и др.)
Невозможно даже предположить, сколько таких игр могут придумать дети. Главное, чтобы ни одна из них не прошла незамеченной. Самые интересные можно включить в урок, другие вывесить в классе на видном месте, пусть дети играют во внеурочное время, в более свободной обстановке.
Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся слов еще одно, затем еще одно, пока не останутся два-три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д., — что ведет к отработке перечисленных понятий.
Учитель может проводить эту игру многократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока.
Еще одним примером творческой игры может служить создание собственного шрифта или кода. Простейший вариант — просто продублировать каждую букву русского алфавита своими значками и зашифровать свой текст этими «буквами». Более сложный вариант предполагает изменение какой-либо принципиальной особенности письма, например, заглавную букву изображать тем же значком, что и строчную, но с черточкой наверху.
Самый трудный вариант этой игры школьникам дается зашифрованный неизвестным им способом текст из какого-либо литературного произведения.
Зная текст школьники должны разгадать шифр, и потом с помощью разгаданного шрифта записать тот текст, который составят сами.
А какой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов, обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами. Например, при изучении темы: «Сложные слова» можно предложить детям придумать свои слова, продолжая ряд, затем определить значения подобранных слов: самолёт, самосвал, самокат. (самовоз, самоход, самопрыг и др.)
Или при изучении темы «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая внешний вид или повадки: коза Бодуля. петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшка и др.
Литературное творчество.
Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является характерным для школьного возраста. Хорошо известно, что в раннем возрасте все дети проходят через несколько стадий рисования.
Рисование и является типичным творчеством раннего возраста. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не пробуждаемые ни кем из взрослых; иногда достаточно самого легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование. В эту пору рисование - любимое занятие детей. Творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно. Именно рисование предоставляет ребёнку наиболее легко выразить то, что им владеет. К началу школьного возраста любовь и интерес к рисованию начинает ослабевать, а у многих детей пропадает вовсе. Очень важно не упустить этот момент и пробуждать в детях интерес к рисованию. Очень часто на уроках я даю ребятам задания: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, нарисовать экологические знаки, которые вы бы поставили в своей родной школе, станице и др. (см. приложение). Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что он рисует. Еще одним из приемов развития литературного творчества является театрализация. Ребенок драматизирует и сочиняет словесный текст своей роли.
«Нестесненное слово» ребенка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества. Уроки чтения, окружающего мира, кубановедения, подходят для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретает навыки правильного и осознанного чтения. Знакомство с чтением начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую разный стихотворный материал. Например:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
А. Шибаев
С помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».
Ша — ша — ша —
Мама моет малыша.
Та — та — та -
У нас в доме чистота.
Ученикам по силам и предлагаемые ниже творческие задания на подбор рифмы.
В нашем доме на окошке
Сидят серенькие…________
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали …
С большим удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:
— Продолжите строки:
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению.
Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.
Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как осуществляется процесс работы с текстом: целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, - зависит то, каким станет читатель.
В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению является формирование у учеников правильной читательской деятельности. Правильная читательская деятельность — это «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».
Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположения о содержании текста.
Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.
На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания — иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.
Такой «трехступенчатый процесс» работы над произведением позволяет построить урок чтения таким образом, чтобы выявление знаний и обучение сливались в единый процесс, а изучение нового строилось на уже известном знании, опиралось на жизненный опыт маленького читателя.
По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг с другом.
Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению — это начало развития своих литературных способностей.
Открывая тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества и стихосложения.
Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребенка, а не для литературы, оно нужно для развертывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Творческие сочинения, изложения.
Особое место в учебном процессе отвожу работе над сочинениями, так как считаю, что это бесценный материал не только для развития письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребенка. При работе над сочинением я никогда не даю детям готового образца, поэтому сочинения у всех детей разные, а при анализе акцентирую внимание детей на лучших работах, на ярких выражениях, сравнениях. Никогда не зачитываю в классе неудачные сочинения, а работаю с детьми индивидуально.
Подготовку начинаю задолго до того, как дети будут писать сочинения. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Параллельно с изучаемой темой проводится большая лексическая работа по подготовке к сочинению. Виды упражнений могут быть разнообразными. Лучше использовать такие, которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. Учу детей работать со словарем, привлечение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости.
В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанные.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам к литературному жанру.
Повествование - самый подвижный, живой и поэтому самый доступный детям жанр сочинений («Прогулка в лесу», «Что я вижу из окна» и др.). Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений.
Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете, явлении ( «В лесу осенью», «Мой кот» и др.).
Рассуждение - связный текст, в котором для доказательства какого - то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к выводам («Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником» и др.)
Дети пишут разные сочинения: описание, рассуждение, сочиняют сказки и т.д. Тематика сочинений разнообразная: Например: «Письмо губернатору», «Путешествие снежинки», «Зачем нужны игрушки», «Это великое слово – мать», « Люблю свой край» и др.
Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.
Развитие навыка самостоятельной творческой работы - задача учителя в начальной школе. Этот творческий процесс включает в себя этап обучения изложению на уроках русского языка и чтения. Существует ряд условий, которые полезно выполнять педагогу:
Показателем общего развития ребенка являются также рефераты, исследовательские работы учащихся по разным предметам. Исследовательскую деятельность учащихся формирую, начиная с 1 класса. Тематику исследовательских работ дети выбирают самостоятельно, с готовыми работами выступают на уроках и внеурочное время.
Для осуществления полноценного учебного процесса мною создано много разнообразного дидактического материала по всем предметам: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы на уроках русского языка и математики, собранны задания для развития речи, логического мышления, памяти, внимания, разработаны разноуровневые задания к урокам, тесты по предметам, карточки для словарной работы, собраны лучшие рефераты и исследовательские работы учащихся.
В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и моя задача - не дать угаснуть этой искорке.
Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.
Успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого ребенка. Здесь большую помощь могут оказать себе сами дети, если будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти об умении общаться. В решении данной проблемы мне помогает комплекс творческих заданий, которые требуют индивидуального решения, умение реализовать свое «Я». Их можно выполнять на всех предметах. Вот некоторые из них.
1 задание.
— Вспомните, где вам приходилось наблюдать за животными?
Дома предлагается понаблюдать за повадками домашних животных или за повадками животных в зоопарке, чтобы через неделю описать их подробно.
2 задание.
— Давайте поделимся друг с другом своими мыслями. Расскажи, что ты чувствуешь или представляешь, когда слышишь слова день и ночь. (Выслушиваются варианты ответов детей.)
— А теперь продолжим работу. Если тебе хочется, нарисуй картинки. Одну назовем «День», другую — «Ночь».
День Ночь
— Кто успел записать (или сказать) больше слов? Нам осталось вспомнить, какие звуки вы слышите днем? А ночью? ( Затем каждому раздается листок-с изображением кляксы.)
— На какое животное она походит? Можно ли ее дорисовать до какого-нибудь зверя?
Ребята пишут свои рассказы-предположения — о животном, которое напоминает клякса.
3 задание.
— Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух. Чем они похожи? Есть ли у них что-то общее? Чем они отличаются? Как ты можешь их нарисовать?
Дети рисуют, затем рисунки обсуждаются. Выбираются наиболее яркие.
— Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.
— А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (Ответы детей.) А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.
Какая бывает вода? Каким бывает воздух?
__________________ ____________________
__________________ _____________________
— Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?
Ребята делятся своими ощущениями.
— Когда воздух и вода бывают вредными для человека?
Обсуждаются разные версии и гипотезы.
Такие задания помогают раскрыть индивидуальные способности, помогают ребенку раскрыться и проявить творчество.
© 2025, Лимза Татьяна Викторовна 68