СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого мероприятия «круглый стол по проблеме толерантности в гражданском обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМЕ

ТОЛЕРАНТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Выполнил: педагог-психолог Бычкова Е.В.

Москва 2017

Пояснительная записка

Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Между тем понятие "толерантность", имея глубокие исторические корни, в наше время постигается и "приживается" с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе российского образования. Толерантность зачастую ассоциируется с антипатриотизмом, с отказом от собственного национального и человеческого "Я", с преклонением перед "чужестранным", чаще всего американским образом жизни и мышления и т.п. С другой стороны, психологически понятная и подогреваемая многими СМИ ассоциативная связь "терроризм - мусульманство" влечет за собой осознанный отказ от толерантного отношения к мусульманам и "лицам кавказской национальности". Толерантность в этом случае понимается как призыв к всепрощению, примирению с терроризмом.

В канун 2010 года Министерство образования и науки Российской федерации опубликовало на своем сайте информационное письмо «О первом

уроке нового учебного года», в котором речь идет о рекомендации посвятить первый урок нового года теме толерантности, этнического и культурного многообразия России.

Одной из форм повышения заинтересованности учащихся в вопросах толерантности является практика проведения тематических ученических круглых столов.

Данная методическая разработка ставит целью рассмотреть структуру подобного мероприятия, изложить актуальность его проведения, и предложить поэтапный сценарий с методическими материалами для учащихся. Кроме того, в разработке приведен «Словарь толерантности», который позволит с легкостью ориентироваться в терминологии.

  1. Структура сценария круглого стола

Вид занятия: круглый стол

Цели круглого стола:

1. Обучающие: (обобщить знания, по вопросу; систематизировать знания.)

2. Развивающие: (научить анализировать, выделять главное)

3. Воспитательные: (воспитание толерантного отношения к окружающим, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность и т.п.)

4. Методические: (активизировать познавательную деятельность студентов).

Межпредметные связи: история, обществознание, философия, основы социологии и политологии, основы права

Оснащение:

  1. Видеопроектор
  2. Ноут-бук
  3. плакаты

Структура занятия:

  1. Организационный момент: Вступление:

Уважаемые участники конференции!

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важному вопросу, актуальность которого, хотелось бы обосновать цитатой известного французского философа эпохи Просвещения – Вольтера:

«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение».

Итак, речь идет о толерантности. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения. Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих:

- уважение,

- принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,

- наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности,

- гармонию в многообразии,

- направленность на достижение мира

- содействие замене культуры войны культурой мира.

Сегодня за нашим круглым столом будут рассмотрены ключевые вопросы, посвященные понятию «толерантность»:

  1. Многообразие определений толерантности;
  2. Виды толерантности: естественная, моральная (нравственная), научная, административная, педагогическая;
  3. Сравнительная характеристика качеств толерантного и интолерантного человека
  4. Этническая толерантность – как актуальная проблема в условиях поликультурного пространства КММТ.
  1. Выступления участников круглого стола согласно заявленным темам. Прения и дебаты.
  1. Многообразие определений толерантности:

Толерантность можно понять, как Терпимость — это социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в не преследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает твоё-моё-ваше-наше неодобрение. Терпимость подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии, политики и морали.

НО: Терпимость означает, что люди терпят человека или социальную группу, чьё отличие от окружающего большинства вызывает у них раздражение.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность — трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" — тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Психологические аспекты. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…".

В русском языке толерантность представлена как:

- терпимость в негативном контексте,

- противоположность нетерпимости,

- терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта.

Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте — "милосердие" и "снисхождение" (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова). В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность — как на "терпимость" и как на "поддержку".

В психологии толерантность:

- "ценность взаимодействия в условиях противоречия";

- "принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей";

- "дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности";

- "способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям";

- "стремление к согласию, бесконфликтность".

Уважаемые участники круглого стола!

Давайте обсудим проблему толерантности в нашем обществе по направлениям этнической, религиозной, политической и моральной.

Начнем, с вводного задания, которое было у вас в качестве домашнего - творческого:

  1. Как бы Вы графически изобразили понятие «толерантность»? Попробуйте нарисовать Ваше представление толерантности (картинка или схема). Предлагаем по очереди представлять Ваши рисунки и схемы и давать им краткое обоснование и объяснение.
  2. Поскольку мы являемся пользователями русского языка, давайте проведем масштабную словарную работу и постараемся найти как можно больше синонимов слову «толерантность». Предлагаем по очереди называть ваши ассоциации. Победитель тот – за кем остается последнее слово.
  3. Уважаемые участники, давайте обсудим проблему толерантности в очень важном направлении – этническом. Пожалуйста, желающие выскажитесь в этом направлении, и свои аргументы подкрепите примерами (из домашнего задания)
    1. Сформулируйте Ваше отношение к проблеме мигрантов в современной России исходя из определения, предложенного в словаре.
  4. Важным аспектом толерантности является религия. Именно с религиозной толерантности начинает свое развитие сам термин «толерантность».

Дается краткий исторический очерк религиозной толерантности.

Опираясь на определения религиозной толерантности, приведите примеры из учебников всемирной истории или истории Отечества религиозной толерантности (интолерантности). Обоснуйте свою точку зрения к каждому приведенному примеру.

  1. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция РФ. Найдите в тексте основного закона подтверждение того, что люди должны быть толерантны друг к другу.
  2. Обратимся к международному праву: В Декларации принципов толерантности сказано: « Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Вспомните примеры из жизни, когда Вас знакомили с принципами толерантности (в семье, школе, техникуме, и других социальных институтах).

  1. Как вы думаете, можно ли путем принуждения (законодательного, морального) добиться от людей соблюдения принципов толерантности в области уважения к расе человека?
  2. На учебных занятиях вы сталкиваетесь с рядом проблем: преподаватель просит выключить мобильный телефон. Демонстрирует ли он тем самым интолерантность по отношению к Вам?
  3. На уроке был задан вопрос, и каждый ученик желает ответить. При этом каждый высказывается с места как можно громче, чтобы услышали именно его. Как можно решить эту ситуацию с толерантной точки зрения?
  4. Как Вы думаете, в чем заключается смысл высказывания Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
  5. Есть ли у Вас предубеждения или предрассудки в ситуациях, когда Вы знакомитесь с новыми людьми или заводите дружеские, приятельские отношения? Каковы они? На чем они строятся? Постарайтесь обосновать их важность для Вас.
  6. Приведите примеры демонстрации солидарности – политической, моральной, религиозной, этнической. Воспользуйтесь материалами СМИ, ресурсами Интернет.
  7. Часто ли в обществе мы можем наблюдать примеры нетерпимости окружающих к внешнему виду человека (одежде, прическе, поведению?) На чем основывается эта нетерпимость? (Можно привести примеры из современных субкультур).

Уважаемые участники круглого стола!

Во второй части нашего круглого стола мы предлагаем вам блиц-опрос по различным направлениям толерантного отношения нас к происходящим в обществе событиям и явлениям.

Правила игры: вам зачитывается утверждение. Если вы согласны с ним – поднимаете белую карточку, если не согласны – красную карточку.

Задача наших экспертов – сопоставить голоса с правильностью утверждений и обсудить с участниками спорные ситуации.

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать. 2. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех. 3. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе. 4. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные. 5. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды. 6. Человека, который любит другую страну и помогает ей дольше, чем своей, необходимо наказывать. 7. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов. 8. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело. 9. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры. 10. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России. 11. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова. 12. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности. 13. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему. 14. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру. 15. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение. 16. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности. 17. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих. 18. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

Выводы по круглому столу:

Подводя итог нашему круглому столу, я предлагаю еще раз проговорить самые главные ключевые моменты касаемые толерантности, для этого каждый участник нашего круглого стола пусть выскажется одним тезисом, не повторяя точку зрения коллег по круглому столу.

Спасибо Всем участникам за подготовку и интересные нестандартные мысли. Надеемся, что Вы донесете мысли нашего мероприятия до своих одногруппников и товарищей.

Категория: Психологу
22.04.2017 00:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП