СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый год первого сентября во многих школах звучит популярная песенка «Учат в школе». Первоклашку сначала научат «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь», затем покажут, как надо «вычитать и умножать, малышей не обижать», «по слогам читать слова», ну и, конечно же, разъяснят, как будут всех учить «крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить». Но в этом песенном рассказе нет ни слова о том, что за свои старания ребенок будет получать оценки.
Всё бы ничего, но длительный опыт обучения показывает, что оценка не всегда является объективной и справедливой. Успешность ребёнка зависит от множества факторов, которые порой могут учитываться только при индивидуальном подходе. Мудрые и заботливые родители стараются утешить своё дитя, приводя примеры, ставшие классикой, когда выдающиеся люди стали известными вопреки сложившемуся мнению об их тупоумии.
Почему же оценка играет такую большую роль в жизни каждого из нас? Когда она становится мерилом не маленьких открытий, радости познания, а тяжким грузом, заставляющим краснеть, конфузиться и стыдливо опускать глаза? Попробуем понять, отчего функции школьного оценивания от одного до пяти устарели. Но сначала рассмотрим преимущества, которые оценка даёт родителям, учителю и ученикам.
Если семья воспринимает оценивание своего чада как стимул к совершенствованию его ученических навыков, то ничего страшного при выставлении низкого балла не происходит. Те же, кто изначально получает высокие баллы благодаря врождённым способностям, лучше адаптируются в коллективе и испытывают меньше негативных эмоций. Для таких учеников высокая оценка важна ещё и тем, что позволяет долго находиться в зоне комфорта: успешного ученика любят и учителя, и родители.
Однако зачастую оценка становится тормозом для развития ученика, так как при выставлении двойки, тройки и даже четвёрки (в некоторых семьях неприемлема даже такая оценка) может пойти цепная реакция, где к плохому настроению присоединяется неуверенность в себе, страх перед родительским наказанием, издевательства и насмешки одноклассников. А итогом этой реакции может стать полная апатия или агрессия того, кто в силу определённых причин не справляется с тем или иным заданием.
Можно ли в таком случае отказаться от школьной отметки как таковой? Конечно, можно. Но, как поясняет физический закон сохранения массы Лавуазье-Ломоносова, если в одном месте убывает, то в другом месте обязательно прибывает. Что же может полноценно заменить оценку, имеющую много нареканий и способную заглушить ростки индивидуального мышления? Тем более что выставленная отметка становится сигналом к тому, что раз материал сдан и оценён, о нём можно забыть. Таким образом, получение оценки становится концом изучения.
Попробуем предложить свой взгляд на данную проблему, опираясь на личные наблюдения и находки, сделанные нашими предшественниками. В школьном обучении очень важна самооценка, осознание учеником, чему он научился на уроке, что показалось ему знакомым, а что требуется повторить. Работа с листами самоконтроля не нова, но сейчас становится более актуальной, так как щадит чувства ребёнка, не выставляет его неучем и бездарем, а лишь указывает на пробелы в знаниях, которые надо подтянуть. Учитель же видит, в какой части обучения у ребёнка имеются нерешённые проблемы, и помогает их устранить. Например, позволяя ученику сверять свои ошибочные ответы с листом самоконтроля, учитель даёт ребёнку миниисследование, которое даст больший эффект в обучении, нежели ответ сильного ученика, бойко исправляющего вслух ошибки другого.
Ещё одним способом снизить школьную тревожность по поводу получения низкой оценки может стать создание портфолио ученика, где будут отражены реальные успехи ребёнка в той области, где он наиболее успешен. Спортсмен будет гордиться своими рекордами, ботаник представит на всеобщее обозрение исследовательскую работу, музыкально одарённый ребёнок порадует участием в концертах, и даже тот, у кого нет ярко выраженных способностей, может попробовать себя понемногу во всех делах, чтобы найти то интересное.
Однако, как бы мы ни старались таким образом уйти от оценивания, предлагая его более щадящие варианты, будь то рейтинговая оценка, самоконтроль, портфолио, от нынешней системы не уйти.
Во-первых, она складывалась десятилетиями и является привычной, во – вторых, ещё не создана её полноценная замена, позволяющая всесторонне и объективно учитывать способности ученика, часто не позволяющие брать высокую планку в обучении из-за индивидуальных особенностей психики, физического здоровья и других объективных причин.
Что же сейчас является главным фактором в выставлении оценки? Разумеется, роль учителя, который, всесторонне изучив ученика, сможет корректировать его поведение и подбирать оптимальный путь к раскрытию его способностей.
Таким образом, главным фактором на сегодняшнее время остаётся умение учителя так подать материал, чтобы он был понятен подавляющему большинству детей, ведь основной оценкой успешности становятся теперь результаты ОГЭ и ЕГЭ, которые учитываются при поступлении в другие учебные заведения. Часто именно психологическая ситуация в классе важнее рейтинга знаний ученика, так как ничто так не травмирует сильнее, как унизительное состояние после язвительного слова.
Доверие и понимание – вот главные оценочные критерии на сегодня, а пока учителя также оценивают всевозможными методами, то оценка от одного до пяти ещё долго будет основным мерилом знаний ученика. И всё же хочется надеяться, что хотя бы в школе наконец – то заработает когда – то популярный лозунг: «Каждому по потребностям, от каждого – по способностям». И тогда «наверняка вдруг запляшут облака» и «улыбка, без сомненья», коснётся не только вас, но и ваших детей.
© 2022, Лихненко Инна Николаевна 158