Дни национальной культуры.
Сказочное путешествие по республикам
«По щучьему велению, по моему хотению».
Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами собрались для того, чтобы отправиться в необычное путешествие.
Емеля: (вбегает и кричит). Подождите меня! Сами куда-то зачем-то собрались, а меня не зовете. Я тоже очень люблю путешествовать!
Ведущий: Тебе-то, Емеля, хорошо, у тебя печка самоходная есть, садись и путешествуй. А нам-то как быть? В путешествие собрались, а как путешествовать будем – не знаете.
Емеля: А я могу вас взять к себе на печку. Да вот только придется кому-то остаться.
Ведущий: Нет, так нельзя, раз всех приглашаем путешествовать, то никто не останется. Лучше давай вместе подумаем, как нам быть.
Емеля: Придумал! Я у одной девочки из какой-то сказки видел волшебный цветочек, который помог ей оказаться даже на северном полюсе, только забыл, как называется эта сказка. Может кто-нибудь из ребят вспомнит? (В.Катаев «Цветик-семицветик»). Вот бы нам такой цветочек, он бы нас быстро доставил туда, куда бы мы захотели. Подождите, подождите, я попробую свои волшебные слова сказать, может получится: «По щучьему велению, по моему хотению, волшебный цветок – появись!»
(Появляется цветок с четырьмя лепестками, на которых написано: Татарстан, Марийская республика, Россия, Башкортостан).
Ведущий: Какой необычный цветок, на нем только четыре лепестка, но мы можем отправиться в путешествие либо в Татарстан, либо в Марийскую республику, побывать в России или Башкортостан. Итак, Емеля, куда поедем сначала?
(Берем первый лепесток, на котором написано «Татарстан». Все хором повторяют волшебные слова.
Все: Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Емеля: Вели, чтобы мы оказались в республике Татарстан.
(Учитель вывешивает на доску рисунок девушки и юноши в татарских костюмах).
Ведущий. Ребята, в республике Татарстан родной язык – татарский. Столица – Казань. Хотите, разучим несколько слов по-татарски (слова: мама, папа, школа, здравствуйте и пр.).
- Молодцы, а теперь посмотрим, как же танцует татарский народ. (Исполняется татарский танец).
Ведущий: Следующая республика – Марий Эл! Столица Йошкар – Ола.
(Дети повторяют волшебные слова. Учитель вывешивает картинку марийской девушки и юноши в марийской одежде.)
Ведущий: Ребята, в республике Марий Эл родной язык – марийский. Давайте разучим некоторые слова (слова: мама, папа, здравствуйте и пр.).
- Вам, наверно, интересно, во что играют дети в этой республике. Давайте поиграем в игру «Чепена».
Игра «Чепена»
Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепень. Он становится в круг и начинает игру словами:
Левой ногой, чепена (Подпрыгивает на левой ноге влево)
Гой, гой, чепена! (Отзываются дети и повторяют движение водящего)
Правой ногой, чепена (Подпрыгивает вправо на правой ноге)
Гой, гой, чепена! (Дети повторяют то же самое)
Пойдем вперед, чепена! (Идет впереди, подняв вверх руки)
Гой, гой, чепена! (Дети идут мелкими шагами впереди, подняв руки вверх)
Пойдем назад, чепена! (Дети повторяют то же самое)
Все мы спляшем, чепена (начинается танец)
Кругом, кругом, чепена (Дети начинают круговой танец под марийскую музыку)
(Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры.)
Ведущий: А сейчас мы оказались в России. Назовите столицу и государственный язык.
- Давайте вспомним праздники русского народа.
Ведущий: Ну вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в нашу республику Башкортостан.