© 2016 791
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В начале XVII века в России разразилась гражданская воина. Недовольство политикой правящих кругов привело к крупным выступлениям крестьян, холопов, посадских низов, а также казачества и части высших феодальных сословий. Тогда же страна подверглась вторжениям польско-литовских и шведских войск, набегам крымских татар. Затянувшееся почти на два десятилетия лихолетье получило название Смуты, Смутного времени (гораздо реже оно определялось как разорение, «межусобное кровопролитие», «межусобная брань»).
В оценке Авраамия Палицына, выдающегося публициста и известного политического деятеля начала XVII века, переживаемые события явились «бедой во всей России» и общерусским «смятением». Про «смятение» (иногда «смятение велие») читаем в повестях, летописях, записках и документах XVII века.
В повести о «рожении» Скопина рассказывается, как «смутися Русская земля». Из Сказания о Гришке Отрепьеве узнаём, что при появлении отрядов самозванца под Черниговым «смутишася черные люди [городские низы] и перевязаша воевод». По словам видного писателя первой четверти XVII века князя И. А. Хворостинина, «сопостатныя народы [чужеземцы] смутили наши блаженныя роды». Патриарх Гермоген заявлял в 1606 году, что Лжедмитрий I «смутил Московское государство», того же якобы хотят и восставшие против царя Василия Шуйского.
Составители официальных документов того времени уверяли, что смуту «учинили» Лжедмитрий I, поддержавшие его жители Северской земли и поляки, а затем восставшие против царя Василия служилые и «черные» люди южнорусских уездов. «Воровской смутой» считали восстания в Астрахани и Пскове.
В 1608 году царь Василий Шуйский писал предводителю рязанского дворянства Прокопию Ляпунову, чтобы он не верил смутам, т. е., очевидно, враждебной правительству молве. По-видимому, в том же смысле донской атаман «Епиха» Радилов в 1614 году говорил о «смутных словах» «воровских казаков», вызвавших кровопролитие в стране. Уже в Бельском летописце последней трети XVII века, встречаем слово смута в нескольких значениях. Смутой здесь оказываются московское восстание 1605 года и движение под предводительством Болотникова; симпатии к Лжедмитрию II и тяжбы служилых людей из-за крестьян по случаю возобновления «выхода» в Юрьев день (Корецкий В. И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. М., 1975).
16 июля 1610 года смоленский дворянин Ю. Ф. Потёмкин был пожалован за то, что «в смутное прискорбное время» стойко сражался с врагами, «на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился». Эти строки, кроме указания на «смутное прискорбное время», вошли в формуляр жалованных грамот начала царствования Михаила Романова, которых известны десятки. Беглый московский подьячий Григорий Котошихин, автор известного сочинения о России времён царствования Алексея Михайловича, упоминал так про «смутное время», когда «бысть в людях смятение и неприятельское нахождение» (Акты Московского государства, СПб., 1890. Т. I; Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. СПб., 1892. Т. 2).
В документах первой половины XVII века часто упоминается термин смутное время, а также словосочетания с ним «во все в смутные годы» воевода Прокопии Ляпунов сражался с «ворами» в Рязанском крае; в 1624 году руководители Печатного приказа докладывали царю о гибели жалованных грамот монастырям и церквам «в смутныя лета» (Веселовский С. Б. Источники XVIII главы Уложения царя Алексея. М., 1913).
Таким образом, выражения Смута или Смутное время употреблялись в «бунташном» столетии не только для обозначения гражданской войны, иноземной интервенции, но и для наименования волнений, мятежей. Так, в царской грамоте 1634 года неудачный исход войны с Речью Посполитой объяснялся тем, что в государстве произошла смута. В челобитной служилого человека П. Протасьева (1649 г.) смутным временем назван бывший годом раньше «Соляной бунт»; так же определяется он в Новгородской Забелинской летописи конца XVII века. Вскоре после стрелецкого мятежа 1682 года в разрядном приказе составляется записка «Смутное время», посвящённая этому восстанию (Латкин В. Н. Земские соборы древней Руси. СПб., 1885; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979; Андреев И. Л. Движение балашовцев // Вопросы истории. 1977. № 6).
Позднее, особенно в исторической литературе, термины Смута, Смутное время стали использоваться для обозначения бурных событий начала XVII века. В 20–30-х годах XX века советские историки решительно отказались от этого определения как «дворянско-буржуазного». Оно стало возвращаться в научную лексику только сейчас, видимо, потому, что «не только соответствует словоупотреблению эпохи, но и достаточно точно отражает историческую действительность.Начало XVII века и впрямь Смутное время: всё в движении, всё колеблется, размыты контуры людей и событий», налицо «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных» (Кобрин В. Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991).
Источник: Солодкин Я. Г. Смутное время // Русская речь. – 1992. – № 6. – С. 104–106.
Эрнст Лисснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»
© 2016 791