СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация детей с ООП в условиях общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Общие проблемы для детей с ОВЗ:

1.Ограниченные представления об окружающем мире.

2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью).

3. Для большинства характерна повышенная утомляемость.

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

В настоящее время с раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. Формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация.

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.

- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.

- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Большинство ученых и практиков считает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.

Общий характер взаимодействия здоровых детей и подростков с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый имеет право на общение, а также быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и классному коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание. При этом необходимо подчеркнуть, что основным условием для возникновения межличностных отношений выступает именно совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий.

Наиболее распространенные причины нарушения социализации – недостаток, дефицит в общении с людьми, со сверстниками, в результате чего снижается самооценка у учащегося с ОВЗ и происходит нарушение социализации ребенка в школе.

Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:

• Принимать ребенка таким, какой он есть.

• Как можно чаще общаться с ребенком.

• Избегать переутомления.

• Не сравнивать ребенка с окружающими.

• Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

• Обращаться к ребенку по имени.

• Не предъявлять ребенку повышенных требований.

• Стараться делать замечания как можно реже.

• Оставаться спокойным в любой ситуации.

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ООП предусматривает соблюдение следующих условий:

- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;

- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью

- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);

- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности.

Одним из наиболее важных направлений деятельности является психолого-педагогическая коррекция, ориентированная на максимальную успешность. Этому способствуют определенные методы и формы работы, применяемые в процессе обучения ребенка.

Наиболее эффективным методом признана игровая терапия, которая выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.

Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы предполагает следующие направления:

- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других – людей и животных;

- обучению правильному распознанию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

- обучение умению анализировать собственные эмоции;

- обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.

Занятия по игровой терапии проводятся в специально организованных группах. В коррекционную группу могут входить дети, не имеющие особых образовательных потребностей, таким образом, осуществляется принцип интеграции и инклюзивного обучения.

Структура занятия может быть любой на усмотрение психолога.(пример прилагается)

Процесс социализации личности ребенка с ООП будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

04.02.2020 11:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП